ВВЕДЕНИЕ
Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, связан с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами.
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
По данным Всемирной организации здравоохранения в мире насчитывается более 1 млрд. инвалидов, это, примерно, 15% населения всей планеты. Инвалиды представляют особую группу в структуре населения Республики Беларусь. В настоящее время в Республике Беларусь проживает 519 тысяч инвалидов, в том числе 25 тысяч детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Удельный вес инвалидов в общей численности населения Республики Беларусь составляет 5,5 процента.
Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.
В наше время появилось новое направление в системе реабилитации инвалидов, как адаптивная физическая культура.
Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалида) и общества. Это деятельность и результаты по созданию готовности человека к жизни; оптимизации его состояния и развития; процесс и результат человеческой деятельности [1, с. 10].
Объект исследования – социальная реабилитация детей-инвалидов.
Предмет – адаптивная физическая культура как средство реабилитации детей-инвалидов.
Цель исследования – выявить особенности социальной реабилитации детей-инвалидов средствами адаптивной физической культуры.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «инвалид», «инвалидность», категории инвалидов.
2. Провести теоретический анализ особенностей адаптивной физической культуры в системе реабилитации детей-инвалидов.
3. Раскрыть направления социальной реабилитации детей-инвалидов в ГУЗ «Городская поликлиника №7 г. Гродно».
4. Диагностировать уровень удовлетворенности детей-инвалидов средствами адаптивной физической культуры в ГУЗ «Городская поликлиника № 7 г. Гродно».
Методы работы: теоретические – анализ литературы, изучение адаптивной физической культуры и ее влияния на детей-инвалидов в системе реабилитации. Эмпирические методы – анкетирование.
База исследования: ГУЗ «Городская поликлиника № 7 г. Гродно».
Структура курсовой работы
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 38 наименования и 1 приложение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Инвалидность: понятие, сущность, категории
Понятие «инвалид» в переводе с латинского и французского языков означает «слабый, больной». Данное понятие было привнесено в русский языка в первой половине XVIII века из французского. Инвалид – это человек, который частично или полностью утратил способность работать из-за болезни или травмы. Слова корня найдены в языках немецкой группы: немецком и испанском. Производные: инвалидный, инвалидность [31].
Инвалид – это человек, у которого есть расстройство здоровья с постоянным нарушением функций организма, что приводит к ограничению жизни и вызывает необходимость социальной защиты [23, с. 27].
Можно сказать, что человека, чья способность жить в обществе ограничена физическими, умственными, сенсорными или умственными недостатками, называют инвалидом.
В дополнение к термину «инвалид» в научной литературе используется термин «инвалидность».
Инвалидность – препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или интеллектуальными нарушениями [32].
Инвалидность – сложное явление, которое является проблемой как на уровне человеческого организма, так и на социальном уровне.
Наступление инвалидности резко меняет сложившийся стереотип в жизни пациента, нарушает обычную систему социальных контактов и часто наносит ощутимый ущерб его авторитету. В этом случае рекреационная физическая культура и спорт (баскетбол на колясках, волейбольные площадки, легкая атлетика, настольный теннис и т. д.) Функционируют не только как логическое продолжение медицинской реабилитации, но и как форма социальной и государственная деятельность, в основе которой лежат принципы этики, гуманности и предотвращения резкого снижения социальной активности людей с ограниченными возможностями [13, с. 300].
Присвоение статуса «инвалида» имеет юридическое и социальное значение, поскольку предполагает определенные специфические отношения с обществом: наличие льгот, получение платежей и ограничения правоспособности. Некоторые эксперты рассматривают инвалидность как форму социального неравенства [38].
В настоящее время принята более правильная форма идентификации инвалида – «человек с ограниченными возможностями».
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла трехуровневую шкалу инвалидности:
1. Дефект или нарушение: любая потеря психической, физиологической или анатомической структуры или функции или отклонение от нее.
2. Инвалидность: ограничения конкретного лица из-за дефекта или инвалидности, которые препятствуют или лишают его или ее способности выполнять роль, которая считается нормальной для этого человека, в зависимости от возраста, пола, социальных и культурных факторов.
3. Нетрудоспособность: ограничения конкретного человека, вызванные дефектом или инвалидностью [37].
Неправительственные организации считают, что для людей с ограниченными возможностями важно использовать правильную терминологию: «человек с нарушениями развития» (не «глупый», «психически неполноценный»), «перенесший полиомиелит» (а не «жертва полиомиелита)) «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к инвалидной коляске»), «имеет церебральный паралич» (а не «страдает церебральным параличом»), «глухой» (а не «глухонемая»). Эти термины являются более правильными, поскольку они ослабляют деление на «здоровых» и «больных» и не вызывают стыда или отрицательных эмоций [38].
Обычно ограничения делятся на следующие категории:
1. Нарушения в двигательной динамике.
2. Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выведения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.
3. Сенсорные (зрение, слух, запах, осязание).
4. Психические (восприятие, внимание, память, мысль, речь, чувства, воля) [38].
Дети с ограниченными возможностями – это дети в возрасте от 0 до 18 лет, которые не признаются детьми-инвалидами по назначению, но имеют временные или постоянные нарушения физического и / или психического развития и должны устанавливать особые условия обучения и образования [33].
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями
Основные категории детей с ограниченными возможностями включают:
1. Слабослышащие дети (глухие, позднослышащие и др.).
2. Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).
3. Дети с проблемами речи (логопаты).
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
5. Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями.
6. Дети с задержкой психического развития.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Социально-реабилитационная деятельность ГУЗ «Городская поликлиника №7 г. Гродно»: основные направления работы
В соответствии с Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 декабря 2012 г. № 185 «Об утверждении примерных штатных нормативов медицинских и других работников поликлиник и детских поликлиник (поликлинических отделений)», статьей 45 Конституции Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении», Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.01.2018 года № 65 «О порядке организации и проведения реабилитации пациентов в возрасте до 18 лет», Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1991г №9-3 «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» в ГУЗ «Городская поликлиника №7 г. Гродно» проводятся следующие реабилитационные мероприятия для детей-инвалидов:
- занятия по лечебной физической культуре;
- механотерапия;
- аппаратная физиотерапия;
- водолечение;
- теплолечение;
- массаж.
Курируют эти направления заведующий отделением медицинской реабилитации, заведующий физиотерапевтическим отделением. Занятия по лечебной физической культуре, адаптивной физической культуре, механотерапии проводит инструктор ЛФК. Отпуском процедур аппаратной физиотерапии, водолечения и теплолечения занимаются медицинские сестры физиотерапевтического отделения.
Реабилитационные мероприятия для взрослого и детского населения проводятся с целью восстановления нормальной жизнедеятельности организма пациента, его трудоспособности, нарушенных в результате заболевания или травмы.
Адаптивная физическая культура – это новый вид реабилитации, который требует совместной деятельности многих специалистов: терапевтов (педиатров), хирургов, травматологов, физиотерапевтов, врачей и инструкторов ЛФК и физической реабилитации, массажистов, психологов, психиатров и др., адекватной физическому и психическому состоянию пациента на отдельных этапах реабилитации.
В зале АФК имеются: гимнастическая стенка, гимнастические палки, мячи, обручи и велотренажер.
Адаптивная физическая культура – это не просто комплекс физических упражнений, это целая система мероприятий направленная на коррекцию физических и психофизических нарушений у детей. АФК обеспечивает общеукрепляющий, профилактический и реабилитационный эффект. Также является одним из средств улучшения состояния здоровья и социальной активности детей-инвалидов.
Основной целью АФК как вида физической культуры – является максимальное укрепление здоровья и физического развития двигательных и психофизических способностей с учётом индивидуальных особенностей и диагноза детей, а также развитие жизнеспособности ребёнка, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья.
Программа по АФК адаптирована под каждого ребенка индивидуально, учитывая диагноз детей, (по направленности, сложности, продолжительности) и лимитируется моторной мобильностью, двигательным опытом, физической подготовленностью, возрастом.
С детьми-инвалидами ежедневно проводятся следующие мероприятия:
- упражнения на расслабление мускулатуры и плечевого пояса;
- упражнения на согласованность работы рук и ног;
- упражнения для всех групп мышц;
- дыхательные упражнения и релаксация;
- упражнения на координацию: равновесие и меткость;
- упражнения на укрепление мышц свода стопы;
- комплекс упражнений для формирования и закрепления правильной осанки;
- профилактика плоскостопия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время реабилитация заняла прочное место среди ведущих медико-социальных проблем и широко разрабатывается во всем мире. Реабилитационное направление в медицине определяет методологически новый подход к восстановительному лечению больных и инвалидов. Лечение различных заболеваний, восстановление функции отдельных органов являются звеньями в сложной системе мероприятий, которые в первую очередь предусматривают лечебное воздействие на больного человека с индивидуальными личностными особенностями, занимающего определенное место в обществе, семье, трудовом коллективе.
Адаптивная физическая культура позитивно влияет на здоровье и общее психофизическое состояние детей-инвалидов и эффективно решает актуальную проблему их социализации. Адаптивная физическая культура помогает людям с ограниченными возможностями здоровья в решении многих проблем:
− позволяет устранить или ослабить неблагоприятные последствия урбанизации жизни, в частности: нервно-эмоциональные перегрузки, гипокинезию и избыточное нерациональное питание, добиваться повышения трудоспособности населения и снижения уровня «болезней века»;
− обеспечивает достаточную мышечную активность и стимулирует естественный иммунитет − невосприимчивость организма к болезнетворным воздействиям; − обеспечивает при выходе человека из повседневных, однообразных и утомительных условий жизни переключение нервно-эмоциональной сферы на новые объекты внешней среды, отвлечение его от утомляющих и подчас отрицательных воздействий повседневности;
− воспитывает чувства коллективизма, любознательности, патриотизма, жажды преодоления препятствий и другие ценные морально-волевые качества, играющие решающую роль в профилактике нервно-психических заболеваний и расстройств;
− обеспечивает повышение уровня обменных процессов, деятельности эндокринной системы и тканевого иммунитета, содействуют рассасыванию очагов затихающего воспаления, стимулируют регенеративные процессы.
Адаптивная физическая культура помогает осознать тот факт, что инвалидность, несмотря на всю трагичность, не является приговором для жизни в четырех стенах. Инвалиды видят в занятиях физической культурой активное средство социально-психологической реабилитации, которое раскрывает реальный уровень их жизненных возможностей, помогает обрести уверенность в своих силах и принимать участие в активных спортивных мероприятиях, заставляет больше уважать самих себя, учит недостающей самостоятельности, закаляет организм и дарит здоровые эмоции, помогает преодолеть многие психологические барьеры. Таким образом, адаптивная физическая культура занимает особое место в системе комплексной реабилитации детей-инвалидов и дает им реальный шанс на активное участие в жизни общества.
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы / Л. И. Акатов. – М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 376 с.
2. Андрюхина, Т. В. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья / Т. В. Андрюхина. – М : Екатеринбург, 2019. – 158 с.
2. Асташенко О. И. Энциклопедия лечебных движений при различных заболеваниях / О. И. Асташенко. – СПб. : Вектор, 2009. – 320 с.
3. Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. – М. : Медицина, 1979. – 259 с. ¬
4. Бегидова, Т. П. Основы адаптационной физической культуры / Т. П. Бегидова. ‒ М. : Физическая культура и спорт, 2007. ‒ 192 с.
5. Бегидова, Т. П. Основные аспекты адаптивной физической культуры / Т.П. Бегидова. – М. : Физическая культура и спорт, 2013. – 247 с.
6. Белов, В. И. Энциклопедия здоровья / В. И. Белов. – М. : Химия, 1996. – 400 с.
7. Дементьева, Н. Ф. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан / Н. Ф. Дементьева; Э. В. Устинова. – М. : ЦИЭТИН, 2009. – 135 с.
8. Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов / С. П. Евсеев. – СПб. : ГАФК, 1996. – 100 с.
9. Евсеева, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры : Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. – М. : Советский спорт, 2003. – 448с.
10. Евсеева, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник. В 2т. Т.2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. – М. : Советский спорт, 2005. – 448с.
11. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т Т.1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры/Под общей ред. Проф. С.П. Евсеева. – 2-е изд., – М. : Советский спорт, 2005. – 448 с.
12. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина / В. А. Епифанов. ‒ М. : Медицина, 1999. – 304 с.
13. Епифанов, В. А. Лечебная физкультура и врачебный контроль / В. А. Епифанова; Г.Л. Апанасенко. –М. : Медицина, 1990. ‒ 368 с.
14. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и массаж / В. А. Епифанов. ‒ М. : Медицина, 2004. – 592 с
15. Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» от 11 ноября 1991 г. ‒ Минск: ИООО «Экономика и право», 2004.
16. Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18 июня 1993 г. № 2435-XII – Минск: Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь 1993 г., № 24, ст. 290.
17. Каптелина, А. Ф. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации / А. Ф. Каптелина; И. П. Лебедевой. –М. : Медицина, 1995. – 400 с.
18. Козлова, Л. В. Основы реабилитации для медицинских колледжей / Л. В. Козлова; С. А. Козлов; Л. А. Семененко. – 7-е изд., – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 475 с.
19. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменения и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Минск: «Амалфея», 2011. – с. 48.
20. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н. Л. Литош. – М. :СпортАкадемПресс, 2009. – 140 с.
21. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О порядке организации и проведения реабилитации пациентов в возрасте до 18 лет» от 31.01.2018 года № 65
22. Позняков, И. А. Адаптивная физическая культура / И. А. Позняков. – Ухта : УГТУ, 2009. – 27 с.
23. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении примерных штатных нормативов медицинских и других работников поликлиник и детских поликлиник (поликлинических отделений)» от 3 декабря 2012 г. № 185
24. Рубцов, А. В. Социально-экономическая эффективность процесса социальной адаптации и интеграции молодых инвалидов-колясочников средствами адаптивно физической культуры / А. В. Рубцов // Социально-экономические явления и процессы. – № 7. – 2011. – С. 284–288.
25. Славкина, М. А. Возрастная психология (психология развития): 100 вопросов / М.А. Славкина. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 159 с.
26. Ткаченко В. С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов / В. С. Ткаченко. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 384с.
27. Холостова, Е. И. Социальная реабилитация / Е. И. Холостова; Н. Ф. Дементьева. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 340 с.
28. Шапковой, Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры / Л. В. Шапковой. – М. : Советский спорт, 2003. – 464 с.
29. Энциклопедический словарь медицинских терминов. – М.: Советская энциклопедия, 1984. – 1951с.
30. Этимологические происхождение слова «инвалид» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lexicography.online/etymology/%D0% B8/%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B4.
31. Инвалидность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://google-info.org/238785/1/invalidnost.htm.
32. Дети с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.omskmintrud.ru/?sid=4544.
33. Группы инвалидности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/5363240/page:24/.
34. Дети с нарушением поведения и общения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://helpiks.org/7-64382.html.
35. Комплексная реабилитация детей-инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dou4sun.ru/files/File/biblioteka_akatov.pdf.
36. Дети с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net/706042/sotsiologiya/deti_ogranichennymi_vozmozhnostyami_sotsialno_uyazvimaya_gruppa.
37. Научно-теоретические основы в отношении лиц с ограниченными возможностями[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://topref.ru/referat/40880/2.html.