ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Методология и методы исследования
ГЛАВА 1 НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1 Генезис и научные исследования понятия «социальная помощь» и «неблагополучная семья»
1.1.1 Социальная помощь как научное понятие
1.1.2 Неблагополучная семья и её характеристики
1.2 Неблагополучная семья как объект социальной работы
1.3 Специфика социальной работы с неблагополучной семьёй
1.4 Зарубежный опыт работы с неблагополучными семьями
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
2.1 Социальное положение неблагополучных семей, посещающих ГУО «Ясли-сад №105 г. Гродно»
2.2 Межведомственное взаимодействие ГУО «Ясли-сад №105 г. Гродно» и государственных организаций по работе с неблагополучными семьями
2.3 Социально психологическая диагностика особенностей личности и поведения детей дошкольного возраста из неблагополучных семей
2.4 Условия и методы эффективной социальной работы в дошкольном учреждении образования
2.5 Опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей и их родителями
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные научные результаты исследования
Рекомендации по практическому использованию результатов
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Аббасова, А.А. Роль социального педагога в работе с неблагополучной семьёй / А.А. Аббасова // Известия Саратовского университета. – 2009. – № 2. – С. 81–86.
2. Авдонина, Н.И. Отечественный и зарубежный опыт социально-педагогической и социально-психологической работы с детьми из неблагополучных семей / Н.И. Авдонина // Вестник Мордовского университета. – 2009. – № 2. – С. 178–182.
3. Базарова, Е.Б. Раннее выявление семейного неблагополучия как технология профилактики социального сиротства / Е.Б. Базарова // Вестник БярГУ. – 2015. – № 5. – С. 119.
4. Барило Т.С. Комиссии по делам несовершеннолетних / Т.С. Барило. – Киев: Наукова думка, 2016. – 178 с.
5. Боряк, В.П. Социальный патронаж неблагополучных семей как технология социальной работы / В.П. Боряк, З.Х. Дзуева // Kant. – 2015. – № 1 (14). – С. 125–132.
6. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
7. Василевич, Г.А. Административно-деликтное право / Г.А. Василевич, С.Г. Василевич, С.В. Добриян. – Минск: Адукацыя i вываванне, 2013. – 648 с.
8. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
9. Власов, И.С. Внесудебная помощь несовершеннолетним, нуждающимся в социальной защите, по законодательскую Германии / И.С. Власов // Журнал российского права. – 2007. – № 1. – С. 99–110.
10. Губанихина, Е.В. Педагогические условия нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребёнка старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Губанихина. – Саранск, 2004. – 19 с.
11. Гущина И.В. (под общ. ред.). Право социального обеспечения. В 2 ч. Ч. 2. Особенная часть / Под общ. Ред.– Гродно: ГрГУ, 2011. – 418 с.
12. Дивицина, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н.Ф. Девицина, Е.Ю. Корчагина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 287 с.
13. Журлова, И.В. Социально-педагогическая виктимология: курс лекций / И.В. Журлова. – Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2010. – 172 с.
14. Закопырин, В.Н. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: автореф. дис. канд. юрид. наук / В.Н. Закопырин. – М., 2006. – 27 с.
15. Истратова, О.Н. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема / О.Н. Истратова // Известия ЮФУ. – 2013. – № 10. – С. 115–119.
16. Кеник, А.А. Защита прав ребёнка и несовершеннолетних в Республике Беларусь / А.А. Кеник. – Минск: Дикта, 2016. – 316 с.
17. Конькова, О.В. Психодиагностика в дошкольном возрасте: практикум / cост.. – Минск.: БГУ, 2012. – 56 с
18. Корнюшина, Р.В. Зарубежный опыт социальной работы / Р.В. Корнюшина. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. – 84 с.
19. Корчагина, Е.В. Административно-юрисдикционная деятельность комиссий по делам несовершеннолетних: автореф. Дис. юрид. наук: 12.00.14 / Е. В. Корчагина. – Омск: МВД Российской Федерации. Омская академия, 2002. – 26 с.
20. Кycтoвa, M.B. Проблемы функционирования специальных органов по делам о правонарушениях несовершеннолетних / М.В. Кустова // Правоведение. – 1993. – № 3. – С. 76–78.
21. Кремнева, Т.Л. Теоретико-методологический анализ развития социальной работы в англоязычных странах / Т.Л. Кремнева. – М.: Просвещение, 2003. – 462 с.
22. Круглов, В.А. Административно-деликтное право / В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2010. – 396 с.
23. Кулясова, Ю.А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях / Ю.А. Кулясова // Молодой учёный. – 2014. – № 2. – С. 804-806.
24. Мартынова, В.В. Социально-педагогическое сопровождение приёмной семьи / В.В. Мартынова [и др.]. – Минск: Тонпик, 2004. – 263 с.
25. Матюшкина, С.Д. Социальный патронаж семьи / С.Д. Матюшкина // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2003. – № 6. – С. 91-95.
26. Миллер, А. Драма одарённого ребёнка и поиск собственного Я / А. Малер; пер. И.В. Розанова и И.В. Силаевой. – М.: Академ. проект, 2001. – 430 с.
27. Митичева, Т.И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях / Т.И. Митичева, А.В. Соловьёва // Молодой учёный. – 2016. – № 1. – С. 739–742.
28. Мустаева, Ф.А. Социальная педагогика / Ф.А. Мустафаев. – М.: Академический Проект, 2003. – 528 с.
29. Новикова, Т.Ю. Административно-правовая организация защиты прав несовершеннолетних органами ювенальной юстиции: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.14 / Т.Ю. Новикова. – Хабаровск, 2003. – 26 с.
30. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт. – 2006. – 496 с.
31. Павленок П.Д. (отв. ред.) Основы социальной работы / Р.В. Овчаренко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 560 с.
32. О государственной адресной социальной помощи: Указ Президента Республики Беларусь № 458, принятый 14 сентября 2009 года // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/ ?guid=3871&p0=p31200041. – Дата до-ступа:
33. О некоторых мерах государственной поддержки населения: Указ Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. № 638 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/pdf/2007-303/2007-303(006-035).pdf#page=14. – Дата доступа:
34. Об основах системы профилактики безнадзорности и право-нарушений несовершеннолетних: Закон Республики Беларусь 31 мая 2003 г. № 200-з [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=H10300200. – Дата доступа:
35. Пайнз, Д. Бессознательное использование своего тела женщиной / Пер. с англ. Е.И. Замфир. – СПб.: Питер, 2000. – 195 с.
36. Питер, Д. Поддержка неблагополучных семей в Великобритании / Д. Питер // Вестник Челябинского государственного университета. – 2001. – № 1. – С. 140–147.
37. Поповичева, Л.И. Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи / Л.И. Поповичева, М.Д. Масанова // Молодой учёный. – 2014. – № 10. – С. 398–401.
38. Рейнгольд, Дж. Мать, тревога и смерть. Комплекс трагической смерти / Дж. Рейнгольд; пер. В.М. Астапова, И. Метлицкой. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 153 с.
39. Рябова, В.В. Трансформация функций семье в современном российском обществе / В.В. Рябова // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2014. – № 3. – С. 106–112.
40. Семёнов, С.Г. Методика работы социального педагога / С.Г. Семёнов. – М.: Школьная пресса, 2006. – 344 с.
41. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Владос, 2005. – 158 с.
42. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: сборник // Ассоц. социал. педагогов и социал. работников Российской Федерации, Российская акад. образования / отв. ред. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова. – Тула, 1993. – С. 154–163.
43. Теория и практика социально-педагогической работы с семь-ёй / Составители: В.В. Чечет, Е.А. Носова, Т.Ф. Бородако, Е.Ю. Токаревич. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2019. – 148 с.
44. Технологии социальной работы / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 400 с.
45. Уэллдон, Э.В. Мать. Мадонна. Блудница. Идеализация и обесценивание образа материнства / Э.В. Уэллдон. – М.: Перо, 2006. – 204 с.
46. Фурманов, И.А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И.А. Фурманов. – Минск: Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
47. Холостова, Е.И. Зарубежный опыт социальной работы / Е.И. Холостова, А.Н. Дашкина, И.В. Малофеев. – М.: «Дашков и К°», 2013. – 368 с.
48. Храмцова, Ф.И. Асоциальная семья как объект социально-педагогической работы / Ф.И. Храмцова // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2008. – № 5. – С. 24–27.
49. Целых, М.П. Социальная работа за рубежом: Соединённые Штаты Америки / М.П. Целых. – М.: Академия, 2007. – 462 с.
50. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2007. – 467 с.
51. Шкала степени отверженности ребёнка в семье А. Баркан [Электронный ресурс.]. – Режим доступа : https://psycabi.net/testy/621-shkala-stepeni-otverzhennosti-rebenka-v-seme-metodiki-dlya-detej-i-roditelej. – Дата доступа:
52. Шульга, Т.И. Специфика оказания помощи семьям группы риска / Т.И. Шульга // Вестник МГОУ. – 2016. – № 4. – С. 74–78.
53. Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э.Г. Эйдемиллер. – СПб.: Питер, 1996. – 365 с.
54. Cornel, H. Resozialisierung. Handbuch / Н. Cornel // Baden-Baden: Nomos, 2009. – 239 с.
55. Cross, S. Possible selves across the life span / S. Cross, H. Markus // Human Development. – 1991. – № 34. – p. 230–255.
56. Hazan C., Shaver F. Romantic Love Conceptualized as an At-tachment Process: Interpersonal relations and group processes. – 1987. – Р. 511-524.
57. Holoman R. Putting Families First. Preventing and Child Care. MacMillan; London, 1988.
58. Smith, Т. Evolution de la famille aux Etats-Unis / Т. Smith // Fu-turibles. – 2000. – № 255. – P.89-98.