Оглавление
Понятие Кодекс эксперта
Основные принципы профессиональной этики эксперта
Понятие профессиональной этики эксперта
Запрещенные корыстные действия эксперта
Правила взаимодействия с представителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Аспекты конфиденциальность информации
Основные аспекты взаимоотношения с коллегами
Профессионально-этические принципы и правила внутренней экспертизы в системе дошкольного образования
Используемые источники
Кодекс эксперта
«Кодекс профессиональной этики эксперта, привлекаемого к проведению аккредитационной экспертизы в рамках государственной аккредитации образовательной деятельности (далее – Кодекс), представляет собой совокупность моральных и нравственных обязательств и требований, основанных на общепризнанных нормах, которыми эксперты руководствуются в своей деятельности во время проведения процедуры аккредитационной экспертизы образовательной деятельности» [10].
Кодекс определяет правила нравственного поведения специалистов, прошедших процедуру аккредитации, – установления полномочий физического лица в качестве эксперта на право привлечения к аккредитационной экспертизе образовательной деятельности по основным образовательным программам.
Основные принципы профессиональной этики эксперта
Общественные интересы:
Интересы общества, интересы образовательных организаций являются главным критерием профессиональной деятельности эксперта. В своей деятельности эксперт следует моральным принципам честности, доверия, справедливости, уважения, надежности и ответственности;
Эксперт не имеет права подчинять общественный интерес частным интересам индивидов или групп, действовать в пользу частных интересов, во вред обществу, ставить выполнение служебных обязанностей в зависимость от личной заинтересованности.
Понятие профессиональная компетентность в работе эксперта
Эксперт обязан отказаться от оказания профессиональных услуг, выходящих за пределы его профессиональной компетенции, а также не соответствующих профилю его деятельности;
Эксперт несет ответственность за обоснованность своих заключений и выводов, с тем, чтобы предотвратить возможность отмены или пересмотра принятых решений;
Эксперт обязан поддерживать необходимый уровень своей профессиональной компетентности.
Запрещенные корыстные действия эксперта:
Честное и бескорыстное исполнение своих обязанностей;
Неподкупность эксперта;
Отсутствие каких-либо обещаний в разрез должностных обязанностей.
Основные аспекты объективности, независимости экспертной работы:
Заключения, выводы, рекомендации эксперта должны базироваться на объективной информации;
Недопущение чьей-либо личной предвзятости и пресечение давления с любой стороны в любой форме на объективность суждения экспертов;
Соблюдение твердости и принципиальности при оформлении отчетной документации вопреки возможному давлению с целью внесения изменений в результат проверки.
Правила взаимодействия с представителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность:
Сдержанность и терпеливость;
Исключение панибратских отношений, грубости, нетактичности;
Уважение решений коллег;
Требование предоставления полной и объективной информации.
Аспекты конфиденциальность информации:
Сохранение в тайне конфиденциальной и служебной информации;
Не использование конфиденциальной информации в личных интересах, интересах третьих лиц...
Основные аспекты взаимоотношения с коллегами
Не обсуждать личные или профессиональные качества своих коллег, а также давать оценку их работы;
Не представлять для публичного обсуждения или опубликования сведения, порочащие своих коллег;
В ситуациях конфликта и проявления противоречивых оценок обеспечивать честное обсуждение всех (в том числе и противоположных) мнений, избегать столкновения интересов, решать все спорные вопросы на основе фактов и открытости, придерживаться коллегиальной модели принятия решений.
Профессионально-этические принципы и правила внутренней экспертизы в системе дошкольного образования
Профессиональная деятельность эксперта обладает специфической ценностью и влиянием, и поэтому должна основываться на этических принципах. Свод этических принципов и правил профессиональной этики (этический кодекс) дает возможность эксперту ориентироваться в практической работе, снимает проблему неопределённости в принятии решений.
1. Андреев, В.И. Педагогическая этика: Инновационный курс / В. И. Андреев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2012. – 272 с.
2. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 112 с.
3. Бакштановский, В.И., Согомонов, Ю.В. Этика прикладная. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2017 (последняя редакция: 23.12.2017). URL: http://gtmarket.ru/concepts/7186.
4. Братченко, С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (Психологические аспекты) / С. Л. Братченко. – М. : Смысл, 1999. – 185 с.
5. Кодекс эксперта [ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования» : электронный ресурс] РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ.
6. Крухлет, М.В. Экспертные оценки в образовании / М. В. Крухлет, И. В. Тельнюк. – М.: Академия, 2002. – 112 с.