Создание условий, способствующих речевому развитию воспитанников в сюжетно-ролевой игре
Создание условий, способствующих речевому развитию воспитанников в сюжетно-ролевой игре
Большое значение в речевом развитии детей придается игре. И творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра – первая ступень трудового воспитания. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
Сюжетно-ролевая игра – это свободный вид совместной деятельности детей. У детей к пяти годам сформированы такие способы построения сюжетно-ролевой игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Что же происходит с игрой в старшем возрасте? В старшем возрасте расширяется тематика для игр, увеличивается количество играющих детей, дети умеют договариваться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Возникают устойчивые (групповые) игровые группировки. Между тем, игры детей стали стереотипными, то есть как бы заранее разученными.
В начале игры дети обычно определяют тему игры в общем виде, а дальше события наращиваются как снежный ком. Причем, согласовывать замыслы в процессе игры, включающей более четырех человек, непосильная задача для старших дошкольников. Игра распадается, едва начавшись из-за недопонимания, либо переходит на накатанные рельсы более простого сюжета. В итоге игра не поднимается на более высокий уровень. Для того чтобы игра была интересной, нужно развивать фантазию детей, учить наделять привычные вещи необычными свойствами, одухотворять и придумывать новые смешные сюжеты. Для того чтобы дети смогли реализовать свои творческие возможности, необходимо овладеть новым, более сложным способом построения игры совместным сюжет сложением. Оно включает в себя умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников; обозначать для них какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров, умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.
Эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная. Каждый способ построения игры формируется достаточно легко и быстро, если он отделен от ранее усвоенных способов. Сделать это самое сюжетосложение центром
1. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Бородич А. М. – М. : Просвещение, 2004. − 255 с.
2. Струнина, Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Е. Струнина, О. Ушакова. – М. :ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
3. Ушакова, О. С. Работа по развитию связной речи (старшая группа) / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2004. − № 10. − С. 9−14.
4. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. – М. : Просвещение, 1976. – 96 с.
5. Третьяк, A.B. Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Третьяк. – СПб., 2006. – 19 с.
6. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. – М. : Просвещение, 1992. – 246 с.
7. Байкова, Л.А. Технология игровой деятельности : учеб. пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина. – Рязань : РГПУ, 1994. – 23 с.
8. Антонова, Т.В. Анализ возрастной динамики общения детей в игре / Т.В. Антонова // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1983. – С. 84–93.