Психологическая безопасность (эмоциональное благополучие ребенка) детей дошкольного возраста
Список использованных источников
Психологическая безопасность (эмоциональное благополучие ребенка) детей дошкольного возраста
В современном мире проблема психологической безопасности стоит очень остро. Рассматривая актуальность данной темы в глобальном масштабе, то следует указать на важность обозначенной проблемы в рамках дошкольного образования. Этап дошкольного возраста представляет собой базовую основу для сохранения и обеспечения гармоничного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционального, нравственного, волевого, а также личностного. Обеспечение процесса целостного личностного развития ребенка основано на реализации базовой задачи учреждения дошкольного образования, которая заключается в охране жизни и повышении уровня физического и психического здоровья воспитанников. Основные направления деятельности учреждения дошкольного образования по реализации обозначенной задачи происходит посредством обеспечения психологической безопасности личности ребенка.
Изучением проблемы психологической безопасности как основы сохранения эмоционального и психологического благополучия ребенка дошкольного возраста занимались И.В. Дубровина, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Е.М. Семенова, Л.В. Финькевич, Е.П. Чеснокова, и др.
Рассмотрение данной проблемы в рамках проблемы дошкольного образования следует начинать с определения понятия «психологическая безопасность». Данный термин обозначает положительное самоощущение человека, его эмоциональное, умственное, личностное, а также социальное благополучие в определенных социальных условиях, а также отсутствие определенных ситуаций нанесения психологического вреда личности, а также ущемления ее основных прав.
Понятие «психологическая безопасность» чаще всего рассматривается и анализируется через использование понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» и «безопасность». При этом понятие психологическая безопасность может быть обозначено как определенное состояние, выражающееся в успешном психическом развитии ребенка, в котором нейтрализуются конкретные внутренние и внешние угрозы его психическому и психологическому здоровью [1, с. 45].
Сама суть понятия «безопасность» предполагает отсутствие конкретных опасностей или наличие возможности продуктивной зашиты от них. Опасность же может рассматриваться как имеющиеся факторы угрозы и оказание воздействия факторов, являющихся дисфункциональными, которые могут нарушить стабильность жизнедеятельности ребенка, угрожать развитию его личности. Безопасность может означать выполнение функции защиты ребенка от предполагаемых угроз.
Основные источники угроз психологической безопасности личности ребенка дошкольного возраста можно условно классифицировать по двум группам: внешние и внутренние.
К внешним угрозам психологической безопасности относятся неблагоприятные условия семейного воспитания и неблагоприятные условия, которые могут быть связаны с пребыванием ребенка в учреждении дошкольного образования. В УДО психотравмирующей может оказаться например ситуация первого знакомства с воспитателем, которая в дальнейшем определяет дальнейшее взаимодействие ребенка с педагогом. Помимо этого, в детском саду у ребенка могут возникнуть различные конфликтные отношения со сверстниками. Это может нарушать эмоциональный комфорт, препятствует полноценному формированию его личности.
1. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / Под. ред. И.В. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2006. – 592 с.
2. Коломинский, Я.Л. Условие укрепления психологического здоровья субъектов педагогического и управленческого взаимодействия в дошкольном учреждении / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Е.П. Чеснокова // Актуальные проблемы социальной психологии. – Минск: БГПУ, 2014. – С.176-181.
3. Панько, Е. А. Психологическое здоровье ребёнка: о путях и способах его укрепления в семье / Е. А. Панько. – Спб. : Речь, 2014. – 176 с.
4. Семенова, Е.М. Психологическое здоровье ребенка и педагога / Е.М. Семенова, Е.П. Чеснокова; под ред.проф. Е.А. Панько. – Мозырь: Белый ветер, 2010. – 95 с.
5. Финькевич, Л.В. Семейные факторы психологического здоровья ребёнка-дошкольника / Л.В. Финькевич, Н.А. Семенчук, Н.Н. Павлюковец // Здаровы лад жыцця: научно-методический журнал. – 2017. – № 6. – С. 36-41.