Введение
Возрастные особенности копинга стресса
Список литературы
Введение
На протяжении всей своей жизни человечество сталкивается с разного рода трудностями, которые воспринимаются как угрожающими и мешающими нормальному процессу жизни. В психологической науке стремление к разрешению стрессовых ситуаций обозначается «копинг- стратегиями».
Под копинг-стратегиями понимается индивидуальное взаимодействие со стрессовой ситуацией, в основе которого лежат психологические особенности и возможности личности, степень значимости определенной ситуации в жизни человека, а также постоянно меняющиеся эмоциональные, когнитивные и поведенческие попытки справиться с внешними или внутренними требованиями, которые воспринимаются как напряжение. Иными словами копинг-стратегии - это действия личности, направленные на разрешение стрессовой ситуации, которые включают в себя когнитивные, поведенческие и эмоциональные компоненты.
Возрастные особенности копинга стресса
Копинг стратегии - это тоже, что и осознанные способы совладания, которые успешно приходят в действие при соблюдении таких условий, как полное осознание появляющихся трудностей, знаний способов благоприятного преодоления различных травматичных ситуаций и умение качественно применять их в жизни.
Исследователи в поведении совладания находят связь между взрослением и совладанием чрезвычайно трудной. К сожалению, сегодня наука не знает, насколько возраст помогает и помогает ли он лучше справляться со стрессом и жизненными трудностями.
Согласно Юнгу, Эриксону, Гутману, формирование, развитие личности или индивидуализация делают копинг-поведение более успешным, улучшая его стратегию. Представители этой точки зрения рассматривают взросление как динамичный процесс достижения большей дифференциации и интеграции личности. В развитии взрослого человека каждый последующий возраст ставит новые задачи, решение которых повышает как его способность овладевать, так и понимание смысла его жизни. Старость - это эпоха достижений, когда человек, по крайней мере психологически и духовно, находится на пике своего существования.
Э. Эриксон (1963) также рассматривал созревание и выживание как развитие на протяжении всей жизни. Однако, в отличие от Юнга, Эриксон подчеркнул, что индивидуальные различия во врожденных способностях, а также в социальных условиях сильно влияют на результат жизни. Хотя Эриксон ассоциировал взросление с повышенными навыками совладания, для него взросление не привело автоматически к положительному росту в результату [1].
Основываясь на ряде исследований, проведенных Д. Гутманом [1], люди склонны переходить от активного мастерства в раннем взрослом возрасте к пассивному мастерству и к форме «магического мастерства» с 50 лет. Эти изменения отражают как физическое старение и умственная регрессия и меньшее вовлечение во внешнюю жизнь. Гутман предложил назвать это явление «страной старых», имея в виду группу людей, которые относительно отстранены, сосредоточены на себе, «живут в особом мире, не делясь своими событиями даже со своими сыновьями». Это не означает, что пожилые люди не имеют хороших навыков преодоления трудностей; фактически, пассивное копирование и «магическое мастерство» могут идеально соответствовать жизненным обстоятельствам - физическим ограничениям, сокращению социальных ресурсов и хроническим заболеваниям [3].
1. Величковский Б. Б., Марьин М. И. Комплексная диагностика индивидуальной устойчивости к стрессу в рамках модели «состояние- устойчивая черта» // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2007. № 2.
2. Зелигман М. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день. — М., 1999.
3. Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.
4. Леонова А. Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. № 2.
5. Старченкова Е. С. Психологические факторы профессионального выгорания (на примере деятельности торгового агента): Автореф. дисс.... канд. псих, наук. — СПб., 2002.
6. Фром Э. Революция надежды. — СПб., 1999.