Введение
1 Значение использования экспериментов в детском саду
2 Требования к организации опытов, экспериментов
3 Использование опытов, экспериментов в процессе ознакомления детей с природой
Заключение
План-конспект занятия
Список использованных источников
Введение
Современная педагогика считает, что познавательные возможности дошкольников в области экологии и природоведения очень велики и вполне сопоставимы с познавательными возможностями взрослых и возраст от 3 до 7 лет является сенситивным периодом по усвоению общебиологических понятий и закономерностей.
Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.
Свободная работа в развивающей среде – это возможность для детей осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития. В обыденной жизни, наблюдая за детьми, мы видим, что очень часто они экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает небезопасно. Эксперимент же, специально организованный воспитателем, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольники учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
1 Значение использования экспериментов в детском саду.
Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок удовлетворяет свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.
Одним из наиболее важных условий формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, которые могут быть получены только в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей, которые существуют в природе, дают ребенку возможность объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.
Особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Усвоение способов практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения дошкольника, его личностный рост. Для решения этой задачи, а также для вырабатывания элементарных научных экологических знаний значительную роль играет экспериментальная деятельность.
Эксперимент – чувственно-предметная деятельность в науке: в более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы и т.п. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Он способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Эксперименты имеют большое значение для установления причинно-следственных связей, раскрывают причину наблюдаемого явления, подводят к суждениям и умозаключениям.
Эксперимент всегда строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.
2 Требования к организации опытов, экспериментов.
Педагогическое руководство экспериментированием должно быть направлено на развитие и усовершенствование органов внешних чувств и на воспитание процесса представлений. Педагог должен включать в способность наблюдения запоминание наблюдаемого, умение отличать в наблюдаемом предмете, явлении существенное от менее существенного, навык сравнивать одни признаки с другими и привычку делать из них правильные заключения, выводы.
Чтобы организационно-методический аспект опытнической деятельности был более целенаправленным, эффективным, в него можно включить следующие общие требования: отбор содержания знаний, соответствие их с Учебной программой дошкольного образования к уровню экологических знаний детей; уровень готовности детей; необходимость запаса конкретных представлений, фактических знаний о тех явлениях и предметах природы, которые будут осваиваться поисковым способом; учет пространственной организации наблюдений; отбор материала для эксперимента; создание предметно-развивающей среды; соблюдение правил по технике безопасности; охрана жизни и здоровья детей; соблюдение структуры организации опыта.
Первое требование: учитывать специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, необходимо тщательно отбирать те разделы биологической экологии, которые могли бы служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников.
Второе требование: уровень готовности детей. Организация опытов требует определенного уровня готовности детей. Необходимо, чтобы дошкольники имели запас конкретных представлений, фактических сведений о тех явлениях и предметах, которые будут осваиваться поисковым способом. Поэтому задачи вводного этапа экспериментальной деятельности опираются на ранее проведенную предшествующую работу.
3 Использование опытов, экспериментов в процессе ознакомления детей с природой.
Существуют различные формы работы при организации опытно-экспериментальной деятельности: занятия; беседы познавательно-эвристического характера; лабораторные работы; киносеансы; дидактические и развивающие игры, упражнения; сюжетно-ролевые игры; эксперименты и опыты; рассматривание картин; наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; экскурсии и целевые прогулки; работа в уголках природы; экологическая тропа; предметные недели; конкурсы; праздники, развлечения, вечера досуга; театрализованная деятельность; диагностика развития детей.
Таким образом в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.
Заключение
Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности предметов и явлений природы. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять; устанавливать причинно-следственные связи. Этот процесс требует глубокого умственного поиска, определенной степени развития логического мышления.
Проблема формирования психологической готовности ребенка к экспериментированию предполагает наличие у него определенного уровня интеллектуального развития и познавательной активности. Важнейшим фактором интеллектуального развития ребенка является развитие и совершенствование органов чувств, развитие ощущений, восприятий, памяти, мышления, речи, воображения. В опытнической деятельности, которая может быть организована на занятиях, прогулках или в уголке природы, сенсорное воспитание рассматривается как органически связанное развитие органов внешних чувств и познавательных процессов.
Психологи А. Л. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков и другие обосновали положение о том, что старшие дошкольники, не смотря на наглядно-образный характер своего мышления, могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые сложные вещи, отношения и закономерности.
План-конспект
Занятие в средней группе: опыт-наблюдение «Знакомство с воздухом».
Цель: познакомить детей с воздухом, его свойствами и ролью в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: познакомить с отличительными признаками воздуха (невидимый, бесцветный) и с его значением для всего живого.
Развивающие: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; развивать навыки сотрудничества и умение работать в парах; развивать умение отвечать на вопросы, слушать собеседника, коммуникативные навыки.
Воспитывающие: воспитывать желание работать в коллективе; воспитывать желание сохранить чистоту воздуха.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке; наблюдение в группе.
1 Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска. – М.: Сфера», 2005.
2 Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: Сфера, 2003.
3 Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение,1983.
4 Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие / Под ред. С.Н. Николаевой. – М., 2005.
5 Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.
6 Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: АКАДЕМИЯ. 1999.
7 Учебная программа дошкольного образования: Постановление Министерства образования Республики Беларусь 15.08.2019 № 138. – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.09.2019, 8/34601.