1. Предмет социологии как науки.
2. Структура политической системы. Типы современных политических систем.
3. Понятие «Правовое государство».
1. Предмет социологии как науки.
Мнение основателей социологии. По Огюсту Конту, предмет социологии — общество в его целостности, основу которой образует всеобщее согласие. Это согласие, в свою очередь, опирается на единство истории человечества и самой природы человека. По Герберту Спенсеру, предмет социологии - общество как социальный организм, в котором дифференциация сочетается с интеграцией благодаря естественной эволюции его социальных институтов. Предмет марксистской социологии составляет общество как органическая система, которая развивается в направлении целостности через классовую борьбу и революции.
Представление о предмете социологии в период (от 80-х годов XIX в. до первой мировой войны). По Теннису, предмет социологии образуют все виды социальности, общности и общество; их основу составляют взаимодействия людей, движимых волей.
Решающее продвижение по пути сочетания теоретического и эмпирико-методологического компонентов социологического знания осуществил основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Для него предмет социологии есть общество как объективная совокупность институтов, определяющих тип солидарности, изучать который следует на основе социальных фактов, выявляемых с помощью объективных методов.
В творчестве немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920) проблемы методологии приобрели, по сути, определяющее значение для понимания предмета социологии. По Веберу, главная задача социологии состоит в том, чтобы понять внутренние смыслы своих объектов (будь то общество, организация или индивид), их значения для людей; это должна быть не позитивистско-описательная, а понимающая социология. Поэтому для Вебера предмет социологии есть целостная совокупность смыслов социальных действий, значений социальных отношений и их структур для субъектов действий.
Одновременно в немецкой социологии сформировался и крайний вариант методологизма: метод социологии как замена ее предмета, или формальная социология Георга Зиммеля (1858-1918). Предметом социологии он считал чистые формы становления социального, или обобществления (Vergesells chaftung), образующиеся при взаимодействии индивидов в любой сфере общества. Это вполне реальные формы: господство, подчинение, соперничество и др.
2. Структура политической системы. Типы современных политических систем.
Наиболее полное представление о структуре политической системы общества дает структурно-функциональный подход, который представляет ее в виде следующих подсистем (элементов): институциональная, коммуникативная, нормативная, идеологическая и культурная. Анализ вышеперечисленных подсистем показывает, что ведущая роль в политической системе общества принадлежит институциональной подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и стабильность, формирует нормативно-правовую базу и другие средства воздействия на общество и представляет собой политическую организацию общества.
Институциональная подсистема включает в себя совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. Составляющие институциональную подсистему элементы в теории условно подразделяются на следующие группы:
- Собственно политические: это те организации, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть – государство (стержневой элемент системы), политические партии и отдельные общественные организации, имеющие политический характер.
- Несобственно-политические: профсоюзы, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы, экологические движения и др.
- Неполитические организации – организации, имеющие в своём содержании лишь незначительный политический аспект.
Идеологическая подсистема состоит из совокупности различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни общества. Данная подсистема функционирует на следующих уровнях: теоретический – политическая идеология (формы проявления: взгляды, принципы, лозунги, идеалы, концепции, теории и т.д.); эмпирический – политическая психология (формы проявления: чувства, настроения, эмоции, мнения, традиции, предрассудки и т.д.). Структурно подсистема состоит из следующих компонентов: индивидуальные идеи и взгляды; классовые (групповые) воззрения; общечеловеческие (межклассовые, межгрупповые) представления.
3. Понятие «Правовое государство».
Правовое государство — это демократическое государство, в котором политическая власть ограничена правом, выражающим волю всего общества, где создаются все условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Категория «правовое государство» впервые появилась в XIX в. в трудах немецких юристов, однако идея правового государства, как и идея гражданского общества, имеет долгую и поучительную историю. Это связано с тем, что всякая власть по своей природе неизбежно стремится к расширению своего влияния на других субъектов и другие отношения. Для подвластных это стремление выражается в ограничении их свободы и ущемлении законных интересов. В общественной жизни нет ничего опасней бесконтрольной власти. Поэтому уже в первобытном обществе поведение властных структур весьма жестко регламентировалось ритуалами, различного рода табу и обычаями. С появлением государства идеи нормативного ограничения власти получают не только религиозное и философское, но и правовое обоснование. «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там, где закон — владыка над правителями, … я усматриваю спасение государства», — писал Платон.
С глубокой древности и по настоящее время ученые и общественные деятели занимались поиском таких форм и конструкций взаимодействия права и власти, которые сделали бы право властной силой, а государственную власть (благодаря надлежащей организационной поддержке и ограничению правом) справедливой. Эти поиски выразились в идее правового государства.
Большинство исследователей (Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо) связывали эту идею с естественными неотчуждаемыми правами человека. Они отстаивали такое взаимоотношение личности и государства, которое основывалось бы на гуманном праве и исключало государственный произвол. В то же время среди ее сторонников есть и представители юридического позитивизма (Р. Моль, Г. Кельзен и др.). Они утверждали, что отношения между государством и гражданами должны иметь публично-правовой характер, основанный на взаимном признании прав и свобод, закрепленных в юридических актах. В России идея правового государства разделялась М.М. Сперанским, А.Н. Радищевым, Б.Н. Чичериным, П.И. Новгородцевым, Л.И. Петражицким, Б.А. Кистяковским и др.
Главное в правовом государстве не верховенство закона, а подлинное народовластие, обеспечивающее с помощью права управление общественной жизнью в интересах всего населения. Предпосылкой и основой правового государства является развитое гражданское общество, нормальную жизнедеятельность которого оно (государство) обеспечивает.