1 Время отдыха
2 Экологические права и обязанности сторон
3 Задача
Список литературы
1 Время отдыха
Право работников на отдых и его гарантии закреплены в ст. 43 Конституции Республики Беларусь, а их более полное правовое регулирование обеспечивают гл. 11 и 12 Трудового кодекса Республики Беларусь. В них не назван и в тексте статей не используется обобщающий термин время отдыха. Объясняется это тем, что в структуре Трудового кодекса нет подразделов, объединяющих в рамках одного раздела главы, относящиеся к одному правовому институту. Полагаем, что в данном случае такую роль мог бы взять на себя подраздел «Время отдыха», в который вошли бы гл. 11 и 12 (кроме статей о социальных отпусках).
Термин время отдыха сохранен в отдельных статьях других глав Трудового кодекса и употребляется вместе с термином рабочее время. О рабочем времени и времени отдыха говорится, к примеру, в ст. 92, 123, 287, 312 ТК. В ст. 19, 226 и 327 ТК употреблен его синоним: режим труда и отдыха. Следовательно, когда в статьях гл. 11 ТК и других глав Трудового кодекса употребляется термин график работы (сменности), нужно иметь в виду, что речь идет о регулировании режима не только рабочего времени, но и времени отдыха [1, c. 48].
Законодательство о труде выделяет пять видов времени отдыха:
- перерывы в течение рабочего дня;
- время после окончания рабочего дня (смены) и до начала следующего рабочего дня (смены);
- выходные дни;
- ежегодные нерабочие праздничные дни;
- трудовые отпуска.
Названные виды времени отдыха Трудовой кодекс разделил на две группы.
Первая (ст. 134–148 гл. 11 ТК) включает время отдыха, имеющее систематический (повторяющийся) и кратковременный характер: перерывы в течение рабочего дня и между ними, выходные и праздничные дни. И в данном случае приходится высказывать сожаление по поводу отсутствия термина, общего для этих видов времени отдыха.
Во вторую группу входит однократный (обычно один раз в течение рабочего года) длительный непрерывный отдых — трудовые отпуска (ст. 149–182 гл. 12 ТК).
2 Экологические права и обязанности сторон
В Конституции Республики Беларусь закреплены неотъемлемые права граждан, связанные с охранной окружающей среды: право на охрану здоровья (статья 45), которое гарантируется в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды; право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (статья 34).
Право на благоприятную окружающую среду – это неотъемлемое право человека на существование в такой окружающей среде, качественная сторона которой благоприятна для человека как биологического вида и человека как социального существа [1, c. 48].
Благоприятной может быть признана лишь такая окружающая среда, в которой обеспечены оба из названных факторов. В настоящее время общество не может обеспечить всех параметров благоприятной окружающей среды, но оно должно стреміться к этому.
Содержание экологических прав граждан – это объем прав и обязанностей, необходимых для осуществления возможности жить в благоприятной окружающей среде. Гражданам Республики Беларусь и иным лицам, проживающим на территории нашего государства Законом «Об охране окружающей среды» предоставлены следующие права в области охраны окружающей среды:
- создавать общественные объединения и фонды по охране окружающей среды и контролю за ее состоянием;
- право требовать и получать полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;
- право вносить предложения о запрещении размещения прекращении проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека;
- право предъявлять в суд иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц, причиненного нарушением природоохранного законодательства;
- право непосредственно либо через своего представителя или общественные объединения участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государства управленческих решений, направленных на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды.
Обязанности:
- соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране
окружающей среды;
3 Задача
В связи с производственной необходимостью директор предложил всем работникам выйти на работу в субботу (выходной день). Полагающийся им за это отгул обещал присоединить к ежегодному отпуску. Часть работников согласилась с предложением директора, но многие заявили, что они хотят, чтобы работа в субботу была компенсирована двойной оплатой. Некоторые работники не согласились выйти на работу в выходной день, указав, что она возможна только по распоряжению Правительства.
Правомерны ли действия сторон?
Решение
В данном случае директор комбината пытался привлечь работников к работе в выходной день.
Действия директора законны:
«обещая полагающийся им отгул присоединить к ежегодному отпуску» - действующее законодательство позволяет предоставить другой день отдыха.
«Ряд работников согласились с предложением директора, но многие заявили, что хотят, чтобы работа в субботу была компенсирована двойной оплатой.» Двойная оплата предусмотрена ст. 69 ТК РБ.
«Некоторые работники не согласились выйти на работу в выходной день, указав, что она возможна только по распоряжению Правительства».
Привлечение к такому виду работы возможна по письменному распоряжению работодателя.