ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. Методологические основы психодиагностической деятельности. Особенности диагностики различных возрастных групп
Раздел 2. Диагностика уровня развития памяти дошкольника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Психодиагностика — это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина. Как теоретическая дисциплина психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Для того чтобы эти величины были выделены, описаны и зафиксированы должна быть проведена теоретическая работа по анализу и обобщению фактов, характеризующих психическую реальность человека. Эти факты составляют основу теоретических построений и гипотез, которые проверяются специальными методами. Таким образом, психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой стороны — способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту. Например, в исследованиях личности часто прибегают к понятию защитные механизмы личности. Для психолога, занимающегося диагностикой как теоретической дисциплиной, возникают такие вопросы: как выглядят на уровне фактов поведения человека защитные механизмы личности; каким способом зафиксировать их наличие.
Память относится к тем феноменам человеческого бытия, которые вызывают повышенное внимание и интерес как на научном, так и на бытовом уровне уже в силу ее реальной действенности в жизни человека и общества, провоцируя их на действия, вызывая положительные или отрицательные эмоции, потребность в актуализации мыслительных процессов и сохраняя непрерывность в историческом движении человека.
Человек представляет собой существо, которое постоянно стремится к развитию, к новому знанию, а память является необходимым условием для его научения, получения знаний. Память позволяет человеку накапливать и сохранять его жизненный опыт, нормально функционировать в социуме.
Раздел 1. Методологические основы психодиагностической деятельности. Особенности диагностики различных возрастных групп
По отношению к какому-нибудь теоретическому построению вполне возможен такой вариант работы психодиагноста, когда он не найдет способ фиксации какого-то явления у всех людей. За возможной неуспешностью работы психодиагноста кроется неразвитость теории общения. Отчасти поэтому, психодиагностика как теоретическая дисциплина развивается и существует постольку, поскольку развивается и существует общепсихологическая теория как представление о предмете психологической науки. В тоже время это развитие предполагает дифференциацию — появление все новых и новых отраслей психологии.
Теоретическая психодиагностика использует данные общей психологии, ее отраслей (предметных областей, психологии), а также данные психометрики (наука, обосновывающая измерительные диагностические методы) и практики применения психологического знания.
Можно говорить, что психодиагностика опирается на основные методы психологии:
• принцип отражения (адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности);
• принцип развития (ориентация на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений);
• принцип диалектической связи сущности и явления (взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности);
Раздел 2. Диагностика уровня развития памяти дошкольника
Для проведения экспериментального исследования мы подобрали тестовую методику, позволившую выявить индивидуальные особенности памяти детей: Методика «Преобладающий тип памяти». Методика и протоколы обследования представлены в приложении.
Тестовая методика. «Преобладающий тип памяти».
Цель: выявление преобладающего типа памяти у дошкольников и его уровень.
Испытуемым предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания. Первый ряд слов читает учитель с интервалом 4-5 секунд между словами (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученики записывают те слова, которые они запомнили. Через некоторое время испытуемым предлагается второй ряд слов, который они читают молча, а затем записывают (зрительное запоминание). После десятиминутного перерыва предлагается для запоминания третий ряд слов. Учитель читает слова, а учащиеся шепотом повторяют их и «записывают» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывают те из них, которые запомнили. После перерыва предъявляются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз учитель читает слова, а ученики одновременно следят по карточке и шепотом повторяют каждое слово (зрительно – моторно – слуховое запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются.
Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к 100%, тем лучше развит у ученика данный вид памяти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретическая психодиагностика использует данные общей психологии, ее отраслей (предметных областей, психологии), а также данные психометрики (наука, обосновывающая измерительные диагностические методы) и практики применения психологического знания.
Можно говорить, что психодиагностика опирается на основные методы психологии:
• принцип отражения (адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности);
• принцип развития (ориентация на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений);
• принцип диалектической связи сущности и явления (взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности);
• принцип единства сознания и деятельности (сознание и психика формируются в деятельности человека, действительность одновременно регулируется сознанием, психикой).
Результат работы психолога в области теоретической психодиагностики — методика или метод получения психологической информации, который может быть передан для использования коллегами. Методика всегда отрефлексирована, т.е. содержит доступные для пользователей критерии фиксации психической информации, обоснование этих критериев и их интерпретацию.
Для проведения экспериментального исследования мы подобрали тестовую методику, позволившую выявить индивидуальные особенности памяти детей: Методика «Преобладающий тип памяти». Методика и протоколы обследования представлены в приложении.
1. Андреев, О.А. Техника тренировки памяти / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. – М. : АСТ–ЛТД, 2000. – 180 с.
2. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. – М.: Академический Проект, 2005. – 256 с.
3. Карпов, А.В. Общая психология / А.В. Карпов. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
4. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2008. – 510 с.
5. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
6. Крутецкий, В.А. Психология / В.А, Крутецкий. – М. : Просвещение, 1986. – 384 с.
7. Немов, С.Р. Психология / С.Р. Немов. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 688 с.