Партнерство учреждения образования и семьи в условиях инклюзии
1. Стереотипы и дискриминация
Дискриминация (lat. discriminatio «нарушение») – это негативное отношение, предвзятость, насилие, несправедливость и лишение определенных прав людей из-за их принадлежности к определенной социальной группе. Она включает в себя формирование отношения к индивидууму или группе людей на основе их принадлежности к определенной группе населения, что «в каком-то смысле хуже, чем с людьми обычно обращаются».
2. Стереотипы о детях с ОПФР
Интеграция инвалидов в общество особенно проблематична с точки зрения отношений между ними и так называемым «здоровым» населением. Инвалиды выступают в качестве одного из меньшинств в обществе, поэтому можно говорить о проблеме отношений между большинством и меньшинством. К меньшинствам приписываются следующие характеристики:
1) Они занимают особое место в обществе (их поощряют к общению в первую очередь «со своими»).
3. Пути преодоления стереотипов и профилактика дискриминации детей с ОПФР
Право инвалидов на социальную интеграцию подтверждено международным правом. Однако общество разделяет людей на полноценных и неполноценных на основе давно сформировавшихся в обществе негативных стереотипов. Достигнутый ребенком уровень развития зависит от того или иного положения родителей. Внимание специалистов часто сосредоточено на тех дефектах, которые необходимо исправить, а родителей больше всего беспокоят нарушения поведения, речи и динамики психических процессов.
Осознание возможностей своих детей происходит постепенно, и задача педагога и психолога - не принуждать, а облегчать, используя щадящуюся терминологию, убеждать родителей в возможности достижения успеха. Традиционные представления о детях с нарушениями интеллекта в последнее время значительно изменились. Если раньше он мог только вызывать сочувствие, то теперь его считают равным. Если раньше его считали нуждающимся в помощи, то теперь он рассматривается как независимый, но нуждается в руководстве и поддержке.
Области работы. Гармонизация семейных отношений, коррекция психологического состояния матери, коррекция родительских отношений ребенка, помощь в адекватной оценке возможностей ребенка, обучение матери специальным коррекционно-методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях, обучение матери специальным педагогическим приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Анализ документального фильма «Клеймо»
Этот фильм рассказывает о людях, которых принято называть «инвалидами», и Ирина Хакамада очень хорошо об этом сказала, она мать двоих детей, у одного из которых синдром Дауна: «...это правильное название». Общество дает им возможности, у них их нет......... Но они не инвалиды...»
В этом фильме принимал участие фотограф Владимир Мишуков, у него четверо детей, у младшего Платона синдром Дауна, он говорит, что детям с рождения нужно говорить, что человек - это не две ноги, две руки, торс и голова, а прежде всего душа, заключенная в некую оболочку, которая может быть разной....
2. Прочитайте отрывок из статьи Л. С. Выготского «К психологии и педагогике детской дефективности»
Социальный вывих – представляет собой определенное отклонение в рамках формирования социальных взаимоотношений и определяет систему взаимоотношений в социуме.
Основными условиями формирования социального вывиха являются такие как формирование исключительного и особенного отношения к детям данной категории, перестройка социальных позиций в семье, повышенный уровень внимания и заботы о детях данной категории, выделение данного ребенка как особенного в рамках взаимоотношений с другими детьми.
3. Известно, что необходимыми условиями развития человека являются особенности его психофизиологической организации и пространство коммуникации, внутри которого происходит формирование культурных форм поведения. Коммуникация задает саму возможность совершить индивидуальный внутренний акт развития и овладеть собственным поведением.
3. Работа с кейсом «Стереотипы в отношении людей с особенностями развития и инвалидностью»
Тема: Дети с особенностями психофизического развития. Тренинг эмпатии.
Задачи:
- систематизировать знания студентов об особенностях психофизического развития детей с особенностями психофизического развития;
- создавать условия для идентификации студентами себя с людьми с особенностями психифизического развития;
- формировать эмпатию и толерантность по отношению к детям с особенностями психофизического развития.
I. Вопросы для обсуждения
1. Дифференциация нормы и патологии в человеческом развитии.
2. Сущность понятия «особенности психофизического развития».
3. Типология особенностей психофизического развития.
II. Тренинговый цикл
Упражнения можно проводить выборочно. Цель каждого упражнения сообщается студентам после его прохождения и обсуждения.
Упражнение № 1.
Цель: установление эмоционального контакта, объединение в рамках профессиональной принадлежности.
«Пришла весна и это хорошо…»
«Пришла весна и это плохо…»
Через одного человека студенты по кругу говорят свое высказывание.
«Если я буду работать с детьми с особенностями психофизического развития, это хорошо, потому, что…»
«Если я буду работать с детьми с особенностями психофизического развития, это плохо, потому, что…»
Если в первом круге студент говорил «…плохо», то во втором должен говорить «…хорошо».
Упражнение № 2.
Цель: прочувствовать ощущения ребенка с детским церебральным параличом.
- В варежках собрать 5–6 скрепок или кнопок пинцетным захватом. Одновременно могут работать 5–6 человек с установкой «Кто больше соберет?».
- Большим пальцем и мизинцем взять шариковую ручку. Попробовать написать несколько слов.
Упражнение № 3.
Цель: ощутить себя в позиции ребенка с сенсомоторной алалией, который ничего не понимает, которому необходима соответствующая интонация, темп, мимика, жест, неоднократные повторения.
«Канкор». Повторение этого слова с разной интонацией, в разном темпе, с привлечением жестов.
4. Доклад «Успешные люди с инвалидностью»
1. Алексей Маресьев (1916–2001), военный летчик, по истории которого была написана «Повесть о настоящем человеке», всю жизнь был очень активен и боролся за права инвалидов. Он один из немногих, кто прошел медкомиссию после ампутации и стал летать с протезами. После войны Маресьев очень много ездил, стал почетным гражданином многих городов. Он стал живым доказательством того, что обстоятельства можно преодолеть.
2. Джозеф Пулитцер (1847–1911) – американский издатель, журналист, родоначальник жанра "желтой прессы". Ослеп в 40 лет. После своей смерти он оставил 2 млн. долларов Колумбийскому университету. Три четверти этих средств пошли на создание Высшей школы журналистики, а на оставшуюся сумму была учреждена премия для американских журналистов, которую вручают с 1917 года.
5. Задания по развитию дидактических умений педагога работающих в условиях образовательной инклюзии
Технология проблемного обучения. Теоретическое и методологическое становление технологии проблемного обучения приходится на 60-е годы ХХ века. Она основана на решении проблемных ситуаций, их осознании, принятии и разрешении в процессе взаимодействия педагога и обучающихся при максимальной самостоятельности последних. Осуществление данной технологии предполагает последовательную реализацию следующих действий и операций:
1) предъявление педагогом проблемной задачи, способствующей осознанию проблемной ситуации;
2) принятие обучающимися проблемной задачи, формулировка проблемных вопросов, вытекающих из проблемной ситуации;
3) решение проблемной задачи, овладение учащимися способами приобретения знаний;
4) использование данных способов для решения других конкретных задач.
Технология коллективных способов деятельности (коллективных способов обучения (КСО)) имеет различные названия: организованный диалог, коллективное взаимообучение, обучение в сотрудничестве.
Основная идея технологии КСО — создать условия для активной совместной учебной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях (учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе). Коллективный способ обучения предполагает такую его организацию, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, группах учащихся, когда каждый учит каждого.
При этом КСО включает все четыре формы обучения: коллективную, групповую, парную и индивидуальную. Эта технология: Среди основных
1) даёт каждому обучающемуся возможность реализовать свою образовательную траекторию с учётом индивидуальных особенностей и потребностей за счёт более широкого спектра разных по содержанию, типу, форме и месторасположению взаимодействий с другими обучающимися, которые тоже реализуют свои индивидуальные запросы;