1. Современные исследования о роли природы в разностороннем развитии личности и её ценностных ориентаций: познавательных, нравственных, эстетических
2. Задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового образования в процессе ознакомления с природой. Основные принципы, определяющие пути и средства осуществления задач
3. Экологическая культура – результат экологического образования воспитанников. Компоненты экологической культуры
4. Экологическая образованность педагога – основное условие формирования основ экологической культуры воспитанников
Список использованной литературы
1. Современные исследования о роли природы в разностороннем развитии личности и её ценностных ориентаций: познавательных, нравственных, эстетических.
Природа как фактор развития личности и ее ценностных ориентаций: познавательных, нравственных, эстетических.
Системность знаний как основа умственного развития детей, предполагающая развитие основных способов познания, мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения) и развития речи.
Развитие наблюдательности детей, формирование умения планомерно, целенаправленно обследовать объекты и явления природы, выявлять существенные признаки, видеть их изменения и развитие, делать несложные выводы.
Возможности использования природы в умственном воспитании детей. Реалистичность знаний о природе как условие формирования основ материалистического миропонимания: знание фактов из жизни природы, многообразия объектов природы, развития и изменения, причинности явлений, взаимодействия природы и человека, умение устанавливать связи и зависимости, существующие в природе.
Роль природы в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного (логического) мышления.
2. Задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового образования в процессе ознакомления с природой. Основные принципы, определяющие пути и средства осуществления задач.
Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, пришедшее на смену разделу программы «ознакомление детей с природой», в рамках которого предусматривалось знакомство детей с особенностями внешнего строения, образа жизни, отличительными признаками определенного количества растений и животных в соответствии с возрастом детей [2, с. 63].
Кроме того, экологическое воспитание включает развитие представлений о взаимоотношениях и зависимостях, существующих в природе: животных друг с другом, растений с животными, животных и растений с неживой природой, человека и природы. Обнаружение этих отношений помогает детям генерировать идеи о том, как животные и растения адаптируются к условиям окружающей среды и как они меняются в зависимости от времени года.
Они приводят к осознанию того, что природе нужно все, нет ничего лишнего. Это целостный организм, развивающийся по собственным законам и закономерностям, нарушение которых может привести к необратимым изменениям окружающей среды.
Задачи экологического воспитания
1. Обогатить детей знаниями о природе, ее разнообразии, целостности живого организма, потребностях, особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
2. Формировать представления о взаимосвязи и взаимозависимости всех природных компонентов: животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
3. Экологическая культура – результат экологического образования воспитанников. Компоненты экологической культуры.
Экологическая культура является неотъемлемой частью общей человеческой культуры и включает в себя различные виды деятельности и, как следствие, осознание окружающей среды.
Экологическую культуру детей дошкольного возраста можно рассматривать как специфическую "субкультуру" определенной социальной группы.
Объем знаний экологической культуры, соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средства массовой информации, в детском саду и семье, влияние которой сказывается на формирование начал экокультуры ребенка и определяется отношением ее членов к окружающей природе и их общей культурой; роль же детского сада, в этой связи, определяется не только условиями воспитания, но и личностными, профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива [4; 3].
Структурные компоненты экологической культуры, выделенные на основе деятельностного подхода (экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение) тесно связаны между собой и составляют единую систему. Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать экосознание, формирующееся в процессе деятельности ребенка и которое повышается, если стимулировать его интерес к природе, пробуждать чувства, вызывать сопереживание; важно, чтобы ребенок сам мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме.
4. Экологическая образованность педагога – основное условие формирования основ экологической культуры воспитанников.
Дети соприкасаются с природой в любое время и в любом месте. Чтобы они могли правильно воспринимать явления природы, необходимо контролировать процесс детского восприятия.
В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляется решение образовательных и воспитательных задач, которые неразрывно связаны между собой. А именно:
1)в умственном воспитании - образование у ребят знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между ними объектами и явлениями природы;
2)в сенсорном развитии - совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирование элементарных природоведческих понятий [3].
Авторы рассматривают следующее развитие экологической культуры дошкольника: передача экологических знаний ребенку – это начальный этап в процедуре выработки осознанно – правильное отношение к природе; истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию; в результате использования воспитателем личностно – ориентированных методов работы с детьми осуществляется трансформация знаний в отношения. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Необходимо помнить, что отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент.
1. Алексеева, Т. Игры по краеведению / Т.Алексеева // Обруч. – 2003. - № 6.
2. Богданец, Т. Наблюдаем природу – готовимся к школе: исследование причинно-следственных зависимостей в природе / Т.Богданец // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 7.
3. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой/С.А. Веретенникова. М.,1980.
4. Каменева Л. А. Мир природы и ребенок / Н. Г. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. А. Каменева. — Москва: Просвещение, 2003. — 319 с.
5. Катович Н. К., Станчиц М. А. Экологическое воспитание школьников. Мн., 1993.
6. Лучич, М. В. Детям о природе: кн. для воспитателя дет. сада / М.В. Лучич. - 2-е изд.,дораб. - М.: Просвещение, 1989.
7. Молодова, Л.П. беседы с детьми о нравственности и экологии / Л.П.Молодова. – Мн.: Асар, 2002. – 240 с.
8. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.