Анималистический жанр
Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных в живописи, графике, скульптуре и декоративном искусстве.
В статье «Анимализм» отмечается достаточно узкий подход к этому сложному культурному феномену: «Анимализм, в своей наиболее общей форме, рассматривается как направление в искусстве, связанное с описанием животного мира» [1, c. 25].
В словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой термин «анималистический» интерпретируется следующим образом: «Относящийся к образу животного. Анималистическая живопись. Анималистический жанр» [4].
Словарь современного русского языка под редакцией К.С. Горбачевич дает следующее определение: «Анималистическое, связанное с анимализмом, связанное с образом животных. Анималистическая тема. Анималистическая скульптура. Анималистический жанр. То же, что и анимализм».
Новейший словарь иностранных слов и выражений определяет понятие анималистического как «связанное с образом животных; анималистический жанр – это образ животных в живописи, скульптуре и графике, сочетающий в себе естествознание и искусство».
Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. Он уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передает его анатомическое строение [3].
В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим и сатирическим произведениям, животное часто «очеловечивается», т. е. наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями, одевается в костюмы.
Основные средства художественной выразительности. Цвет как основное средство живописи
Средства художественной выразительности – все изобразительные элементы и художественные приемы, которые использует художник для выражения содержания произведения. К ним относятся: композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура и т.д.
1. Композиция – структура произведения, согласованность его частей, отвечающая содержанию, поиски путей и средств создания художественного образа, наилучшего воплощения замысла художника. Работа над композицией идет от первоначального замысла, общей его «завязки» в пластически-зримых формах до завершения произведения. При этом на основе избранной темы художник ведет разработку сюжета. К композиционному построению относится размещение изображения в пространстве или на картинной плоскости в соответствующих замыслу размере, формате и материалах. Сюда входят: выяснение центра узла композиции и подчинение ему более второстепенных частей произведения, соединение отдельных его частей в гармоническом единстве, группировка и соподчинение их с целью достичь выразительности и пластической целостности изображения.
2. Перспектива – кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии. Использование законов перспективы помогает изображать предметы такими, какими мы их видим в реальном пространстве. Перспектива линейная определяет оптические искажения форм предметов, их размеров и пропорций, вызываемые их перспективным сокращением. В художественной практике распространена так называемая перспективная наблюдательность, т.е. Изображение «на глаз» всевозможных форм предметов. Перспектива воздушная определяет изменение цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя вследствие увеличения световоздушной прослойки между наблюдателем и предметом [1, c. 36].
1. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавании в школе: учебник для студентов сред. спец. учеб. заведений и худож.-граф фак. пед. ин-тов и ун-тов / В.С. Кузин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1998.
2. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы, изучение и управление / Ю.У. Фохт-Бабушкин. – М., 1986.
3. Шашлов, Б.А. Цвет и цветовоспроизведение. Изд. 2-е, доп.: Учебник / Б.А. Шашлов. – М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1995. – 316 с.
4. Юсов Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей / Б.П. Юсов. – Магнитогорск, 2002.