1. Понятие концепции воспитания. Основные концепции воспитания: свободное, авторитарное, демократическое воспитание
2. Учебная программа дошкольного образования как отражение концепции воспитания. Роль учебной программы дошкольного образования в развитии и социализации детей. Структура учебной программы дошкольного образования, принципы ее построения. Альтернативные, вариативные, комплексные программы воспитания и образования, их функции. Принципы выбора и сочетания программ. Программа семейного воспитания. Методическое обеспечение программ
3. Практическая часть
1. Понятие концепции воспитания. Основные концепции воспитания: свободное, авторитарное, демократическое воспитание
Концепция воспитания - это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе. Известные в педагогике концепции всегда имели конкретно-исторический характер, выражали интересы и идеалы определенных социальных групп, обобщали накопленный опыт семейного и общественного воспитания, отражали характер взаимодействия теории и воспитательной практики и, в целом, являлись концентрированным выражением уровня педагогической культуры общества.
Основной вопрос концепции - о цели воспитания и способах ее достижения. Нельзя забывать о том, что обоснование цели воспитания, как решение его основных проблем, невозможно без анализа и учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая их обусловливает и порождает. Поэтому одним из существенных и исходных моментов разработки концепции является осмысление (точнее, переосмысление) реального состояния дел и воспитательных про¬блем, возникающих в изменяющихся социально-экономических условиях, а также анализ того, что происходит с воспитуемыми и воспитателями в этих условиях, какие новые побудительные силы действуют в современном воспитании, чтобы опереться в его перестройке на внутренние цели и ценности основных участников этого процесса.
В начале ХХ века в нашей стране зародилась концепция свободного воспитания (К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий и др.).
Свободное воспитание – это направление в педагогической теории и практике, рассматривающие воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем (Родоначальником в России считается Л.Н. Толстой).
2. Учебная программа дошкольного образования как отражение концепции воспитания. Роль учебной программы дошкольного образования в развитии и социализации детей. Структура учебной программы дошкольного образования, принципы ее построения. Альтернативные, вариативные, комплексные программы воспитания и образования, их функции. Принципы выбора и сочетания программ. Программа семейного воспитания. Методическое обеспечение программ
Учебная программа является продолжением Концепции воспитания, в Программе конкретизированы положения Концепции, дан инструментарий по организации дошкольного образования и подготовки новой личности.
Учебная программа дошкольного образования – технический нормативный акт, входит в структуру учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования (далее – учебная программа).
Учебная программа определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды детской деятельности, рекомендуемые формы и методы воспитания и обучения.
Содержание учебной программы разделено на два блока:
первый блок – «Содержание дошкольного образования», в котором определены цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание (базовый компонент, т.е. минимальное обязательное содержание образования, и сверхбазовый компонент, т.е. содержание сверх установленного образовательными стандартами дошкольного образования содержания образовательных областей), дифференцированное по возрастным группам воспитанников;
второй блок – «Реализация содержания дошкольного образования», в котором определяются время, отведенное на изучение содержания, виды детской деятельности, рекомендуемые формы и методы воспитания и обучения.
Программа содержит раздел «Характеристика физического и психического развития ребенка», в котором представлены подробные описания психического и физического развития детей от рождения до одного года, от одного года до двух лет, от двух до трех лет, от трех до четырех лет, от четырех до пяти лет, от пяти до шести лет, от шести до семи лет, представлен примерный распорядок дня. Содержание учебной программы структурировано по пяти направлениям: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое развитие воспитанника.
3. Практическая часть. Проанализировать педагогическую ситуацию, ответить на вопросы:
- Как вы считаете, почему это происходит?
- Какие советы вы дадите родителям по приобретению игрушек?
Некоторые молодые родители считают, что они не должны ограничивать детей в игрушках, если позволяет благосостояние. Они покупают дорогостоящие игрушки по первому требованию: реактивные самолеты, роботы, автоматы и другие. Через некоторое время родители замечают, что ребенок уже не радуется очередному дорогостоящему подарку. Воспринимает его как должное, у него отсутствует чувство благодарности.
Решение
На мой взгляд, описанная позиция родителей является ошибочной, т.к. при таком подходе ребенок и правда «насыщается» игрушками и у него не остается простора для фантазии, использовании предметов-заместителей и т.д. – любая желаемая игрушка у него появляется. Отсутствие у ребенка навыков «преобразовывать» игрушки, использовать одну и ту же игрушку для разных сюжетов приводит к затуханию игру и как следствие потери интереса к игрушкам. Это педагогическая проблема, но есть еще нравственная сторона. Ребенок не ощущает ценность родительского труда и его выражение в виде дорогой игрушки. Это ведет к формированию у ребенка потребительского отношения.