Тема 6. Образование как фактор гендерной социализации
1. Особенности гендерного развития и поведения подростков
2. Гендерный состав УО и гендерная иерархия кадров, их влияние на гендерную социализацию
3. Гендерные «маркеры» содержания образования и организации физического пространства УО
4. Учитель как агент гендерной социализации
Практические задания
Тема 7. Понятие о гендерном воспитании: задачи, методы и содержание
1. Становление и развитие менталитета этноса в отношении гендерных ролей в Республике Беларусь
2. Методы формирования эгалитарного сознания личности
3. Методы организации деятельности и опыта гендерного поведения
4. Методы стимулирования гендерных отношений равенства возможностей и прав
Список использованных источников
Тема 6. Образование как фактор гендерной социализации
1. Особенности гендерного развития и поведения подростков
Подростковый возраст –это период внутренних конфликтов с самим собой и с другими, когда смена настроения и непонимание себя становятся частыми спутниками ребенка. Это время конфликтов с родственниками, постоянной смены друзей и увлечений. Это время первой любви и время агрессии подростков, особенно трудных. Это время проникновения различных идей, каждый раз с уверенностью в том, что это единственное, что им сейчас нужно [1].
Мальчики и девочки рождаются, мужчинами и женщинами становятся. Одним из ключевых моментов в этом формировании является подростковый кризис. То, как вырастет подросток, зависит от того, с кем он будет отождествлять себя: с невнимательным персонажем или полным представителем своего пола, с присущими ему образами и поведенческими моделями.
Полезно помнить, что набор физических характеристик – это пол. А гендер – это пол с социальной точки зрения: набор стратегий поведения, чувств, восприятия себя в соответствии с определенным полом. В каждой культуре это соответствует набору стереотипов: что мальчики и девочки должны и чего не должны делать. С младенчества гендерные стереотипы поведения формируются у ребенка через имитацию, повторение пола родителя.
2. Гендерный состав УО и гендерная иерархия кадров, их влияние на гендерную социализацию
Проблема новой истории культуры как истории спектаклей проявилась в различных сферах современного исторического знания. Например, формирование гендерной истории было напрямую связано с общими процессами, а последующие изменения были еще более интенсивными. Различие между женскими и гендерными исследованиями определяется содержанием ключевых понятий «гендер» и «пол».
Гендерный статус, иерархия и поведенческие модели не определяются природой, а предписываются институтами общественного контроля и культурными традициями, а воспроизводство гендерного сознания на индивидуальном уровне поддерживает сложившуюся систему отношений господства и подчинения во всех сферах. В этом контексте гендерный статус является одним из составных элементов социальной иерархии и системы распределения власти, престижа и собственности.
Понятие «женская власть» используется в работах, в которых анализируется роль женщин в экономике, их влияние на принятие политических решений, а также особенности так называемых женских сетей влияния, которые понимаются как межотраслевые отношения между женщинами. Эта же концепция используется для изучения способов, с помощью которых женщины могут активно влиять на изменение и передачу новых культурных стереотипов.
3. Гендерные «маркеры» содержания образования и организации физического пространства УО
Гендерный подход в организации среды развития направлен на успешное обучение детей разного пола, в равной степени способных к самореализации и раскрытию своего потенциала.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) накопление игрового материала (отдельно для мальчиков и девочек) для развития психофизического, умственного, речевого и морального потенциала детей дошкольного возраста и их творческих способностей;
2) подбор и производство дидактических игр, способствующих формированию у детей гендерных представлений и желания использовать полученные знания и навыки в игровых ситуациях и повседневной жизни;
3) стимулирование стремления педагогов к решению этой проблемы и повышение их профессиональной компетентности в этой области с помощью специализированной литературы;
4) организация предметного и развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации детей дошкольного возраста.
4. Учитель как агент гендерной социализации
Институт школьного образования играет важную роль в гендерной социализации подрастающего поколения, поскольку он охватывает практически всех детей и подростков и потому, что они проводят большую часть времени в школе. Агентами гендерной социализации в школе являются учителя, школьная администрация, органы управления образованием, одноклассники. Однако именно учителя, которые изо дня в день непосредственно работают с детьми, являются главными действующими лицами в этом процессе.
Учитывая взаимосвязь процессов обучения и воспитания в школе, неразрывное выполнение учебной программы и «скрытого плана», можно с уверенностью сказать, что учителя в основном формируют гендерные представления о мальчиках и девочках в процессе взаимодействия на уроках.
Реакция учителя на нарушение дисциплины, направленное на мальчиков, в 2-2,5 раза чаще, чем на девочек. И, в основном, девочкам делают выговор за нарушение осанки: "Катя, ты сидишь неправильно", "Девочки, ты сидишь непривлекательно" и т.п. Однако есть и исключения. Из-за чрезмерно активного поведения в классе, не связанного с учебной деятельностью, ученик слышит это замечание: "Ты не можешь так себя вести, ты девочка".
Практические задания
1. Штылева, Л.В. Факторпола в образовании: гендерный подход и анализ /Л.В. Штылева. –Москва: ПЕР СЭ, 2008. – 316 с
Гендерный анализ школьных учебников:
1. В целом, можно констатировать, что во всех учебниках количество мужских образов явно доминирует над женскими.
Анализ комплекта учебников для начальной школы показал, что наибольший разрыв между количеством мужских и женских образов в литературном чтении, математике и учебниках "Человек и мир". Так, в учебнике "Человек и мир" мужских образов в учебнике в 6 раз больше, чем женских, в то время как в учебниках литературного чтения и математики этот разрыв составляет соответственно 3,8 и 3,3 раза, а в цифрах 6,1 и 5,25 раза
Анализ комплекта учебников для начальной школы показал, что наибольший разрыв между количеством мужских и женских образов в учебниках по литературному чтению, математике и "Человек и мир". Так, в учебнике "Человек и мир" мужских образов в учебнике в 6 раз больше, чем женских, в то время как в учебниках литературного чтения и математики этот разрыв составляет соответственно 3,8 и 3,3 раза, а в рисунках 6,1 и 5,25 раза.
2. Анализ профессий.
Анализ учебников позволяет отметить, что количество «мужских» профессий значительно превышает количество «женских». Так, частота обозначений профессиональной деятельности «мужских» образов в среднем по предметам в учебниках для начальной школы в 4 раза превышает упоминание «женских» (соотношение 80:20), в учебниках для средней и старшей школы этот разрыв составляет 7,5 раза (соотношение 120:16) и 8,8 раза (соотношение 123:14) соответственно. Таким образом, разрыв между мужскими и женскими профессиями увеличивается на каждом последующем уровне образования. Этот факт свидетельствует о более активном процессе профессиональной ориентации мужчин по сравнению с женщинами.
Тема 7. Понятие о гендерном воспитании: задачи, методы и содержание
1. Становление и развитие менталитета этноса в отношении гендерных ролей в Республике Беларусь
Гендерное равенство является важной составляющей в достижении общей эффективности социально-экономического развития страны, предпосылкой устойчивого развития общества. Гендерное равенство является необходимым условием развития общества и одной из основных современных задач в области реализации прав человека, достижения социальной справедливости.
Республика Беларусь всегда уделяла значительное внимание вопросу обеспечения равенства и ликвидации всех форм дискриминации. Поэтому в нашей стране реализуются многие международные документы, направленные на реализацию статьи 22 Конституции Республики Беларусь. Именно этот принцип всегда был присущ белорусскому обществу, поскольку традиционно белорусский народ характеризуется как толерантный, толерантный, что объясняется объективными историческими, географическими и экономическими факторами.
Эти качества формировались на протяжении веков и прочно вошли в нашу повседневную жизнь, обеспечив ее силу и единство. В противном случае она не могла бы находиться в стране, расположенной в центре стратегических путей Европы, на стыке сфер влияния многих культур и религий. Поэтому проблема дискриминации в Беларуси менее актуальна, чем в соседних странах.
2. Методы формирования эгалитарного сознания личности
Методы формирования сознания человека применяются для формирования взглядов, убеждений, привычек.
Основным каналом влияния является убеждение.
Рассказ – это последовательное изложение фактического материала, осуществляемое в повествовательной форме.
Требования к сюжету:
Свидетельство повествования, ясность, образность, эмоциональность, учет возрастных особенностей учащихся.
Если необходимо доказать правильность каких-либо суждений, в рассказе используется объяснение, которое может сопровождаться вопросами и перерастать в беседу. История позволяет повлиять на сознание ученика и заложить основы его убеждений.
Ограничения в использовании:
Нет фундаментальных ограничений в использовании этого метода с точки зрения уровня подготовленности учеников. Его можно использовать в любом классе. Различия будут только в степени его доступности, продолжительности, сочетаемости с визуальными и другими методами.
3. Методы организации деятельности и опыта гендерного поведения
В соответствии с гендерным подходом педагогическая система образовательного учреждения реконструируется как "совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами.
Опыт внедрения гендерного подхода в работу образовательных учреждений показывает, что изменения происходят, прежде всего, не в видах деятельности, формах и методах образовательной работы, а в целях и содержании, выстроенных под определённым (половым).
Напомним, что основными формами образовательной деятельности являются урок, в том числе его современные варианты (семинар, лекция, дебаты, дискуссия, дебаты, конференция), а также образовательная деятельность, в контексте которой происходит многонаправленная педагогическая коммуникация и взаимодействие учащихся с преподавателем и между собой.
Основные методы реализации гендерного подхода в образовании включают в себя:
– методы формирования сознания (объяснение, повествование, анализ родительских ситуаций, литературные, художественные произведения, фильмы и т.д.; метод примера, кейс-стади, рассказ и т.д.);
– методы организации деятельности и опыта поведения (задания, упражнения, создание воспитательных ситуаций, коллективная творческая деятельность и т.д.);
4. Методы стимулирования гендерных отношений равенства возможностей и прав
Основные методы стимулирования поведения:
- Методы стимулирования поведения и деятельности поощрение гендерной чувствительности и активного негативного отношения учащихся к проявлениям сексизма в школе и окружающей среде; "
- методы осуждения действий, содержащих признаки дискриминации и унижения личного достоинства одноклассника или одноклассника по половому признаку;
- методы стимулирования толерантного и толерантного поведения в повседневном общении учащихся в классе и во внеклассных мероприятиях.