А. Миллер «Драма одаренного ребенка»
Книга швейцарского психотерапевта Алис Миллер «Драма одаренного ребенка» является мировым бестселлером. Эта книга была посвящена исследованию натуры детских психологических травм, приобретенных в процессе воспитания.
В своей книге автор поднимает важнейшую проблему: вытесненные травматические переживания отражаются на личной жизни и социальных успехах человека и порождают психические заболевания. Также показаны калечащие воздействия воспитывающих взрослых и психотерапия полученных в раннем детстве психических травм.
В чем автор видит драму одаренного ребенка?
У одаренных детей имеются следующие проблемы. В первую очередь у такого ребенка существует проблема заниженной самооценки, они испытывают постоянное чувство вины, эти дети также нетерпеливы, не уступает место и проблема дружеских отношений и самое главное у таких детей наблюдается явное истощение физических и душевных сил.
Цитата: «Согласно широко распространенному мнению одаренные дети (люди) – гордость своих родителей – должны быть полностью уверены в себе. На самом деле – ничего подобного. Действительно, за что бы они ни брались, все у них хорошо или даже отлично получается, ими восхищаются, им завидуют, они легко добиваются успеха. Но для них самих пользы от всего этого нет никакой, они подвержены депрессиям, часто испытывают чувство душевной пустоты и самоотчуждения, а также ощущение полной бессмысленности своей жизни. В ситуациях, когда они не могут соответствовать идеальным представлениям о том, какими они должны быть, их мучают страхи, чувство вины и стыда».
Как влияет ранее детство, отношения с родителями на его взрослую жизнь и отношения с людьми?
Часто у этих детей возникают проблемы в эмоциональном развитии. Большинство из них обладают высокой чувствительностью и особой эмоциональной впечатлительностью, которая носит избирательный характер и связана, прежде всего, со сферой их предметного интереса.
Как он теряет свою чувствительность и как может помочь психотерапия и отношения с психологом?
Цитаты: «Способность новорожденного быстро приспосабливаться к требованиям родителей приводит к тому, что потребности ребенка в любви, уважении, отзывчивости, понимании, участии, сочувствии часто вытесняются в бессознательное».
«Человек как в детские, так и в зрелые годы лишен многих эмоциональных переживаний (таких, как ревность, гнев, зависть, чувства одиночества и бессилия, страх)».
«Ребенок способен испытывать чувства лишь в том случае, если рядом находится человек, с пониманием относящийся к нему. Но если маленький ребенок из-за своего душевного волнения рискует утратить любовь взрослых, он не просто скрывает от окружающих свои эмоции, но вынужденно вытесняет их в бессознательное. С годами они накапливаются в организме ребенка, оказываясь источником внутреннего воздействия на его психику».
Рассмотрим данную проблему на примере одиночества: «Так, например, для купирования проявлений чувства одиночества уже в раннем детстве включаются самые разнообразные защитные механизмы».
Как возникает депрессия (депрессия как отрицание своего Я, насилие над собой) и как ее преодолеть? Сигнальная функция депрессии
Цитаты: по словам автора: «Пока же человек ощущает себя великим, эта форма душевного расстройства не причиняет явных страданий», можно сделать вывод, что как только человек перестает чувствовать свою значимость в обществе, то это начинает приносить ему страдания. А также: «Стремление к величию отражается на членах семьи, и они, в свою очередь, тоже могут страдать депрессией и психосоматическими расстройствами».
Сигнальная функция проявляется следующим образом: «Зачастую пациентка приходит с жалобами на депрессию, а покидает врачебный кабинет рыдая, но зато с явным чувством облегчения. Возможно, пациентка смогла испытать накопившуюся в душе ненависть, выразить, наконец, давнее недоверие к матери, впервые оплакать прошедшие годы, когда она, собственно говоря, и не жила, или разгневаться на психотерапевта за то, что та уходит в отпуск, а значит расстается с ней.
К чему приводит унижение ребенка и презрительное отношение к его слабостям?
Люди, которые подверглись унижению в детстве и никогда не знали родительской ласки, теперь в взрослом возрасте вынуждены подавлять свои эмоции, они беспомощны, и многие из них ведут себя нерационально и деструктивно.
Проблемы с самовыражением и синдром, навязчивого повторения. Что это такое и как появляется?
Цитаты: «Люди, не имевшие в детстве условий для осознания собственного Я и самовыражения, стремятся к этому всю жизнь. И первому проявлению их подлинной натуры всегда сопутствует сильный страх».
«Первый шаг на этом пути приводит, как правило, не к устранению внутренних барьеров, а к возвращению детских страхов, вызывает стыд и мучительное ощущение обнажения перед людьми, полного саморазоблачения. Эти страхи перед «обнажением» ассоциируются с аналогичными переживаниями в детстве.
Каковы последствия насилия над ребенком для общества?
Любое насилие порождает чувство ожидания опасности или страха. Дети, пережившие насилие, испытывают боль, страх, бессилие, смущение, стыд и порой часто сами винят себя в том, что произошло, и чувствуют себя в определенной мере виновниками произошедшего. Вследствие этого, в зрелом возрасте людям, которые подверглись жестокому обращению в детстве, угрожает повышенный риск возникновения проблем в области поведения и физического и психического здоровья.
Что и как вы будете использовать в своей практике?
Ознакомившись с данной книгой я смогла/смог сделать для себя очень важные выводы:
Без эмоций у человека не может быть нормальной жизни. Этот вывод очень важен для понимания последствий полученной ребенком психологической травмы.
Несколько лет назад возник вопрос о том, как помочь людям проникнуть в свой собственный опыт, вытесненный в бессознательное состояние. Сейчас же разработан целый арсенал методов для их «пробуждения» и приведения в сознание.