1. Психическое недоразвитие
2. Методические основы обучения детей с трудностями в обучении
Список литературы
1. Психическое недоразвитие
Психическое недоразвитие считается синдромом тотальной ретардации. Наиболее типичной формой психической отсталости является умственная отсталость.
Для обозначения группы аномалий развития, главной особенностью которых является тотальная умственная отсталость, немецкий психиатр Э. Крепелин в начале XX века предложил термин олигофрения. В настоящее время в западной психиатрии предпочтение отдается термину «умственная отсталость» (по этическим соображениям). Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении активно проводилось в XX веке такими отечественными учеными, как П. Я. Крепелин и т.д.
В. В. Ковалев дает следующее определение умственной отсталости: «Умственная отсталость – группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогрессивных патологических состояний, основной особенностью которых является наличие врождённой или приобретённой в раннем детстве (до трёх лет) общей умственной отсталости, с преобладанием умственной неполноценности».
Отечественные психиатры классифицируют в качестве умственной отсталости те формы умственной отсталости, при которых интеллектуальный дефект выходит на первый план и отсутствует прогрессивность, т. е. прогрессирование в развитии дефекта (Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев).
Несмотря на то, что психическая отсталость проявляется в многочисленных ранних и устойчивых синдромах общей отсталости, основным психопатологическим ядром умственной отсталости является слабость абстрактного мышления. Клинико-психологическая структура дефекта обусловлена явлениями необратимой недоразвитости мозга в целом, с преобладанием незрелости коры головного мозга (наиболее поздней зрелости и наиболее сложного формирования мозга), и прежде всего фронтальной и теменной областей (М.С. Певзнер).
2. Методические основы обучения детей с трудностями в обучении
Трудности в обучении подтверждают необходимость создания специальных условий для детей с задержкой умственного развития с использованием методов, отличных от используемых в массовой школе.
В российской практике первые попытки специальной педагогической работы с детьми с задержкой психического развития были предприняты в конце 50-х – начале 60-х годов в рамках небольших экспериментальных групп при Институте дефектологии АМН СССР, где такие дети, обучающиеся в массовых школах, проходили дополнительное обучение.
Особый подход к обучению детей специального класса дал положительные результаты, что подтвердило способность детей с трудностями в обучении осваивать как массовую программу дошкольного образования, так и программу начальной школы, а также способность продолжать образование в большинстве случаев.
В настоящее время в дополнение к специальным учебным заведениям для этой категории детей созданы и функционируют классы (группы) интегрированного образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях всех уровней базового образования.
В нашей стране создана система коррекционно-развивающего образования, которая учитывает индивидуальные образовательные потребности каждого ребенка, его способности и динамику развития. Проводится большая работа по разработке методов диагностики, которые позволяют наиболее точно и своевременно дифференцировать данную категорию детей как от детей с нарушениями интеллекта в виде умственной отсталости, так и от детей с тяжелыми нарушениями речи.