Вариант 4
1.Вставить пропущенные буквы:
Обжигание, заросли, лисицын, разъёмный, блестеть на свету, непревзойдённый.
2.Решите орфографическую задачу:
Труженик, общественный труд, удивлённо посмотреть, начитанный человек, груженный камнем прицеп, искренность, выпущены изделия в продажу, платье длинно, ледяной взор, топлёное молоко.
3.Выполните фонетический разбор слова:
Сгру-жать, [згружа́т’]
[з] согласный, шумный, парный звонкий, твердый, свистящий – с;
[г] согласный, шумный, парный звонкий, твердый – г;
[р] согласный, сонорный, твердый – р;
[у] гласный, безударный – у.
4.Подчеркните грамматическую основу и укажите типы сказуемых:
1. Я приехал (простое глагольное) в это глухое село на окраине области читать лекции.
2. Посещать бассейн каждый день я не намерен (составное именное).
5.Определите виды придаточных частей в СПП:
1. С Садовой сообщили, что в окне видели сидящего на подоконнике и греющегося на солнце чёрного кота. (Изъяснительная придаточная часть)
2. Верёвка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. (Придаточная обстоятельственная причины)
6.Выполните морфологический разбор выделенного слова (задание 5 предложение 1):греющегося.
Греющегося (кота) – причастие; начальная форма – греющийся; постоянные признаки – действительное, несовершенного вида, непереходное, настоящего времени, возвратное; непостоянные – единственное число, Р.п., мужского рода, согласуется с существительным кота; выполняет функцию определения (часть причастного оборота).
7.Выполните синтаксический разбор 4 предложения.
Мы сидели так1, что я хорошо видел его лицо2.
[… так (как?каким образом?)], (что…).
Предложение сложное, сложноподчиненное. Состоит из двух частей, связанных подчинительным союзом что и интонацией. 1 часть (главная) соотносится с простым предложением (повествовательное, невосклицательное, утвердительное, полное, двусоставное, распространенное, неосложненное).
8.Определите морфемный состав слов:
За-пис-оч-к-а (приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание), от-род-у (приставка, корень, суффикс), об-гор-е-л-ый (приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание), раз-ли-т (приставка, корень, суффикс, нулевое окончание).
9.Определите значение фразеологизмов и подберите к ним антонимичные устойчивые сочетания:
Видеть насквозь – хорошо знать кого-либо, понимать его мысли, чувства, намерения. Антоним – сам себе на уме, темная лошадка.
Голова садовая – неловкий, нерасторопный, несообразительный человек. Антоним – светлая голова, и богу свечка, и черту кочерга.
10.Объясните значение слов, с каждым из них составьте распространённое предложение. Подберите к словам синонимы.
Неуживчивый – который плохо уживается с другими людьми. Ивана уволили за неуживчивый характер. Скверный, склочный, несносный.
Скорректировать – внести коррективы, исправления; поправить. Внесенные в реферат изменения вы можете скорректировать самостоятельно. Исправить, отрегулировать.
Вариант 10
1.Вставить пропущенные буквы:
Творение, зарождение, абажур, поплавок, инженер, пригореть к сковороде.
2.Решите орфографическую задачу:
Тополиный пух, движения ловки и медленны, затравленный зверь, дарёные вещи, телефонизированный район, толкнуть нечаянно.
3.Выполните фонетический разбор слова:
Разъезд, [разjэ́ст]
[р] – согласный, сонорный, твердый, вибрант – р;
[а] – гласный, безударный – а;
[з] – согласный, шумный, парный звонкий, твердый, свистящий – зъ;
[j] – согласный, сонорный, мягкий.
4.Подчеркните грамматическую основу и укажите типы сказуемых:
1. Тротуары усыпаны (составное именное) опавшей листвой.
2. Какова была (составое именное) плата за труд?
5.Определите виды придаточных частей в СПП:
1. Луна светила так ярко, что каждый предмет во дворе был виден в отчётливых подробностях. (обстоятельственная степени)
2. Римскому показалось, что свет в настольной лампе гаснет. (изъяснительная)
6.Выполните морфологический разбор выделенного слова (задание 5 предложение 4):на пустяки.
(На) пустяки (на что? ) – имя существительное; нач. форма – пустяк; нарицательное, неодушевленное, абстрактное, 2 скл., м.р.; В.п., мн.ч.; обстоятельство (не теряйте времени (каким образом?) на пустяки).
7.Выполните синтаксический разбор 2 предложения.
Римскому показалось1, что свет в настольной лампе гаснет2.
[… гл. (что?)], (что…).
Предложение сложное, сложноподчиненное. Состоит из двух частей, связанных между собой союзом что и интонацией. 1 часть (главная) соотносится с простым предложением (повествовательное, утвердительное, невосклицательное, распространенное, неосложненное, безличное, полное, односоставное).
8.Определите морфемный состав слов:
На-сил-у (приставка, корень, суффикс), при-пис-оч-к-а (приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание), по-черн-е-л-ый (приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание).
9.Определите значение фразеологизмов и подберите к ним антонимичные устойчивые сочетания:
Фома неверующий – крайне недоверчивый, вечно всё проверяющий человек. Антоним – душа нараспашку.
хватать звёзды с неба – иметь выдающиеся способности; отличаться дарованием, талантом, умом. Антоним – без царя в голове.
10.Объясните значение слов, с каждым из них составьте распространённое предложение. Подберите к словам синонимы.
Мемуары – 1. Литературное произведение, повествующее в форме записок от лица автора о событиях прошлого, участником или свидетелем которых он был. Многие именитые деятели оставляют мемуары, имеющие важное историческое значение. Синоним – воспоминания.