Введение (4 Вариант)
1. Этапы психодиагностического процесса
2. Диагностика уровня развития воображения дошкольника
Заключение
Список источников и литературы
Приложение
Введение (13 Вариант)
1. Особенности познавательной и эмоциональной сфер детей раннего возраста и их диагностика
2. Шкала умственного развития ребенка (Д. Векслер)
Заключение
Список источников и литературы
Приложения
Введение (4 Вариант)
Важным аспектом изучения психологической диагностики является изучение основных этапов психодиагностического процесса. Поскольку от соблюдения правильной последовательности зависит достижение конечной цели исследования, а также получение достоверных данных.
В современной психологической литературе описываются различные варианты этапов психодиагностического процесса, с различной полнотой отражающих его содержание. Наиболее полно и содержательно этапы психодиагностического процесса описаны А. Анастази, Л.Ф. Бурлачуком, И.В. Дубровиной, В.В. Столиным, Й. Шванцара и др.
1. Этапы психодиагностического процесса
Количество и содержание этапов психодиагностического процесса зависит от задачи, психодиагностических средств, имеющихся в распоряжении практического психолога, и уровня его подготовки.
Основными этапами психодиагностического процесса, согласно М.К. Акимовой являются:
- принятие заказа (включает в себя осознание проблемной ситуации) и формулирование задачи исследования, отбор методик;
- сбор данных об объекте на уровне феноменологии;
- количественная и качественная обработка данных и их интерпретация;
- формулировка гипотезы о причинах, которые обусловили состояние объекта;
- более точное формулирование гипотезы в ходе проведения дополнительного обследования, обобщение полученных данных; формулировка общего психологического заключения (психологического диагноза), его индивидуализация и обсуждение с испытуемым или заказчиком [5, с. 57].
2. Диагностика уровня развития воображения дошкольника
Название методики: в качестве методики диагностики уровня развития воображения детей дошкольного возраста применялась методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко [4]. Данная методика представляет собой модифицированный вариант теста Е.П. Торренса, направлена на определение уровня развития воображения ребенка, а также способности создавать оригинальные образы.
Стимульный материал: в качестве стимульного материала использовался один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
Инструкция: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Процедура проведения: ребенку предлагался простой карандаш и карточка с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивали: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксировался в протоколе (см.приложение). Затем последовательно (по одной) предъявлялись остальные карточки с фигурками. Если ребенок не понял задание, то на первой фигурке показывались несколько вариантов дорисовывания.
Заключение
При выполнении теоретической части контрольной работы были изучены основные этапы психодиагностического процесса. Можно заключить, что различными авторами приводятся этапы разной степени детализации, но ведущими являются сбор данных в соответствии с задачей исследования, их переработка, интерпретация и вынесение решения. На этапе сбора данных изучается запрос, определяется и формулируется психологическая проблема, ставится цель, соответствующая выявленной проблеме, выбираются методы диагностики, адекватные задачам, объекту, предмету исследования, и учитывающие ограничения по времени и ресурсам. На следующем этапе переработке и интерпретации данных проводится количественная и качественная обработка результатов диагностики.
Введение (13 Вариант)
Диагностическое обследование детей раннего возраста имеет свою специфику, так как необходимо подбирать специфические методы диагностики. Своевременная и квалифицированная диагностическая работа, дает возможность выявить и предупредить неблагоприятные варианты развития ребенка раннего возраста и эффективнее решить его проблемы. Корректное психологическое обследование познавательной и эмоциональной сфер маленьких детей требует охвата широкого спектра поведения, включая социальные и эмоциональные черты наряду с моторными, речевыми и другими когнитивными способностями.
1. Особенности познавательной и эмоциональной сфер детей раннего возраста и их диагностика
Период раннего возраста – это возрастной этап от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в развитии эмоциональной сферы, познавательной сфере, формируются базовые новообразования личности.
В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.
Развитие восприятия определяется тремя параметрами:
- перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета);
- сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных)
- действиями соотнесения.
С года начинает активно развиваться процесс познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты. Со второго года жизни восприятие ребенка меняется. Ребенок может различать формы круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник; цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.
2. Шкала умственного развития ребенка (Д. Векслер)
Цель: шкала умственного развития ребенка (тест Д. Векслера) дает возможность определить так называемый девиационный IQ (deviation IQ), т. е. сравнить, насколько IQ обследуемого отклоняется от среднего IQ, его сверстников.
Описание методики: шкала предназначена для тестирования детей в возрасте от 6,5 до 16,5 лет. В тест входят 12 субтестов. Первая адаптация была проведена в Психоневрологическом научно - исследовательском институте им. В.М.Бехтерева (1956 г.) в Ленинграде. В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили «Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера» [8].
Обработка результатов: подсчитываются правильные ответы и выполненные задания по каждому субтесту, балл заносится в таблицу, затем в соответствии с возрастом ребенка переводится в шкальную оценку. По сумме оценок за вербальные и невербальные субтесты выводится показатель вербального и невербального IQ. На основе суммы шкальных оценок за вербальные и невербальные субтесты выводится общий уровень IQ.
Заключение
Подводя итоги теоретической части контрольной работы, можно указать, что в соответствии с основными линиями развития познавательной и эмоциональной сферы детей раннего возраста определены и направления их диагностики. Исследование познавательного развития и эмоциональной сферы детей раннего возраста проходит индивидуально. Большинство методик основаны на данных наблюдения и сопоставления с возрастными нормами, либо являются либо тестами действия, либо устными тестами; большинство тестов измеряет сенсорное и моторное развитие.
4 Вариант
1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.
2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2005. – 351 с.
3. Дубровина, И.В. Практическая психология образования. Учебное пособие для вузов / И.В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
4. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 129 с.
5. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича - М.: Владос, 2005. - 652 с.
6. Трухан, Е.А. Основы психодиагностики: учеб. материалы для студентов спец. «Психология» / Е. А. Трухан. – Минск: БГУ, 2014. – 70 с.
13 Вариант
1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.:Питер, 2003. – 688 с.
2. Диагностика психического развития / сост.: Л.И. Станиславчик, Я.В. Березнева. – Барановичи : РИО БарГУ, 2009. – 120 с.
3. Лаврова, Г.Н. Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет: Учебное пособие / Г.Н. Лаврова. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004. – 129 с.
4. Максимова, Л.М. Психолого-педагогическая диагностика особенностей эмоционального развития детей раннего возраста / Л.М. Максимова // Педагогическое образование в России. – 2012. – №1. – С.12-19.
5. Печера, К.Л. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста / К.Л. Печера, Г.В. Пантюхина, Н.М. Аксарина // Ребенок в детском саду. – 2001. – № 4. – с.80-83.
6. Серебрякова, Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н.В. Серебрякова. – М.: Каро, 2014. – 64 с.
7. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Просвещение, 2004. – 164 с.
8. Филимоненко, Ю. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC): Адапт. Вариант / Ю. Филимоненко, В. Тимофеев. – СПб. : Госстандарт России, ГП «ИМАТОН», 1994. – 94 с.