Практическое занятие № 1 Педагогический потенциал личности педагога
1. Профессионально значимые качества личности педагога
При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально- педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога А.К. Маркова относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия, причём все эти качества в данном контексте понимаются только в педагогическом аспекте (например, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление и т.д.).
В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведём список этих свойств: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность.
2. Педагогические способности
Педагогические способности – это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью
Наиболее полно профессиональные способности педагога были охарактеризованы В. А. Крутецким, который выделяет:
1. дидактические способности – способность передавать учебный материал учащимся, делая его доступным для детей, представлять им материал или проблему ясно и ясно, возбуждать интерес к предмету, – возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель, обладающий дидактическими способностями, может при необходимости реконструировать и адаптировать учебный материал соответствующим образом, сделать трудное легким, сложное простым, непонятное и непонятное понятным. Профессиональные умения включают в себя умение не только четко выражать знания, излагать материал в популярной и понятной форме, но и умение организовать самостоятельную работу студентов, самостоятельно приобретать знания, грамотно и тонко «вести» познавательную деятельность студентов, направлять ее в нужное русло [7].
2. Академические способности – способности к соответствующей области науки (математике, физике, биологии, литературе и т. д.). Способный преподаватель знает предмет не только в объеме курса, но и гораздо шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.
3. Перцептивные способности – способность проникать во внутренний мир студента, самого студента, психологическое наблюдение, связанное с тонким пониманием личности студента и его временных психических состояний. Способный учитель или воспитатель может обнаружить малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика по незначительным признакам и незначительным внешним проявлениям.
4. Речевые способности – способность четко и ясно выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимы. Речь учителя всегда характеризуется внутренней силой, убежденностью и интересом к тому, что он говорит. Выражение мысли ясно, просто и понятно для студентов.
5. Организаторские способности – это, во-первых, умение организовать студенческий коллектив, сплотить его, вдохновить на решение важных задач и, во-вторых, умение правильно организовать собственную работу. Организация собственной работы требует умения планировать и контролировать ее самостоятельно. Опытные педагоги развивают уникальное чувство времени – умение правильно распределять работу по времени, уложиться в сроки.
Практическое занятие № 2 Формы взаимодействия педагога с родителями УДО
1. Психолого-педагогические основы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируются определенные ценностные ориентации, мировоззрение, поведение в различных сферах общественной жизни, отношение к себе. Однако продуктивность семейного воспитания в развитии детей напрямую связана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений между семьей и дошкольным учреждением. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никто не имеет привилегии определять, контролировать или оценивать [2, с. 34].
Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, основанный на социальном восприятии и через общение.
Основные направления работы с семьей:
– Изучение семьи с целью выявления интересов и потребностей родителей, а также координации воспитательного воздействия на ребенка.
– Психолого-педагогическое воспитание родителей в целях повышения уровня общей, педагогической и правовой культуры, оптимизации стиля семейного воспитания через реализацию двух направлений работы:
– информативное ознакомление родителей с особыми потребностями детей, режимом работы дошкольных учреждений, содержанием и методикой воспитательного процесса, вовлечение в оздоровительную и совместную деятельность;
– воспитательная, практико-ориентированная – формирование у родителей опыта управления деятельностью и общением детей, гуманизация детско-родительских отношений;
– включение родителей в содержательную совместную деятельность с дошкольными учреждениями: участие в организации развивающей среды и образовательного процесса, в осуществлении хозяйственной деятельности и др.
2. Задачи сотрудничества дошкольного учреждения с семьей
Задачи:
1. Оказание профессиональной помощи семье в воспитании личности ребенка.
2. Повышение психолого – педагогической компетентности родителей.
3. Повышение общего уровня культуры родителей.
4. Гармонизация взаимоотношений педагогов и родителей. Оптимизация детско – взрослого общения.
5. Компенсация недостающего социализирующего влияния детей в неблагополучных семьях.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.
Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).
3. Изучение семьи – предпосылка сотрудничества с семьей
Изучение семьи дошкольника является необходимым условием организации конструктивного сотрудничества с семьёй. Начинается изучение семьи с её посещения, что позволяет воспитателю познакомиться ближе с детьми, увидеть их в привычной, непринужденной обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, её уклад (чем живет семья, каковы её социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения с окружающими людьми и друг с другом, семейные традиции, педагогическая образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребенка). Основная забота воспитателя — сделать так, чтобы семья учила разумному, доброму, чтобы она положительно влияла на дошкольника.
Чтобы создать в каждой семье благоприятные условия для воспитания детей, необходимо вооружить родителей определенными психолого-педагогическими знаниями, практическими умениями и навыками.
Необходимо хорошо изучить каждую конкретную семью, возраст родителей, их образование, общий культурный уровень, взгляды на воспитание детей и многое другое, для того, чтобы оказать ей действенную помощь в преодолении ошибок в воспитании, поддержать уверенность в своих силах.
Поэтому дифференцированный подход к семье является важнейшим условием повышения педагогической культуры родителей, совершенствования процесса воспитания.
Как показывает практика, в педагогической помощи нуждаются все без исключения родители. Разумеется, помощь эта должна быть квалифицированной и действенной. В связи с этим необходимо отметить, что индивидуальный подход к родителям предполагает соблюдение следующих педагогических принципов:
1. создание взаимного доверия в отношениях с родителями
2. учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания
3. сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями
4. взаимосвязь разных форм работы с родителями
5. одновременное влияние на родителей и детей
6. обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
Для глубокого изучения условий семейного воспитания, характера родителей, потенциальных педагогических возможностей семьи, педагогу важно составить всестороннюю её характеристику. В данных методических рекомендациях педагогам предлагаются методики изучения социально-бытовых и психолого-педагогических параметров семьи, которые помогут составить наиболее полный ее «портрет».
Практическое занятие № 3 Особенности аттестации педагогических работников системы образования
Аттестация профессорско-преподавательского состава осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке аттестации профессорско-преподавательского состава (за исключением профессорско-преподавательского состава из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной приказом Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (далее - инструкция).
Инструкция определяет порядок аттестации педагогических работников системы образования и распространяется на педагогов образовательных учреждений и иных организаций, которым в соответствии с законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность независимо от их отраслевой принадлежности.
Аттестация учителей преследует две ключевые цели:
1. Оценка уровня квалификации педагогических кадров с целью установления соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (вторая, первая, высшая, квалификационная категория «учитель-методист») на основе анализа их профессиональной деятельности [5].
2. стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогов, повышения эффективности и качества педагогической работы. В соответствии с инструкцией, аттестация педагогов – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, творческого и физического развития обучающихся. Оценка уровня квалификации педагогических работников должна быть значимой для всех участников образовательного процесса и являться основой процедуры аттестации.
Аттестация – важный этап профессиональной деятельности, повышающий качество работы путем проведения самооценки и получения внешней оценки деятельности (со стороны аттестационной комиссии).
Основными принципами аттестации педагогических работников являются: коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, правильное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.
Реализация принципа коллегиальности сводит к минимуму субъективизм и предвзятость в оценке уровня квалификации педагога. Для обеспечения коллегиальности аттестационная комиссия формируется из числа профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения, не прошедших аттестацию в текущем учебном году, имеющих, как правило, первую, высшую квалификационную категорию, квалификационную категорию «учитель – методист», а также представителей администрации и профсоюза. Реализация данного принципа предполагает открытую процедуру оценки деятельности педагога на соответствие квалификационной категории. Принцип системности предполагает реализацию разностороннего подхода к оценке педагогической деятельности в процессе аттестации, изучение результатов деятельности за определенное время.
1. Арнаутова, Е. П. Планируем работу с семьей / Е. П. Арнаутова // Управление ДОУ. – 2002. – № 4. – 60 – 66 с.
2. Богославец, Л. Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города / Л. Г. Богословец // Управление ДОУ. – 2004. – № 5. – С. 22 – 27.
3. Галева, Н. П. Организация взаимодействия педагога ДОУ с семьёй : учебно-методическое пособие / Н. П. Галева. – Санкт-Петербург, 2011. – 52 с.
4. Евдокимова, Н. В., Додокина, Н. В., Кудрявцева, Е.А. Детский сад и семья : методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007. – 167 с.
5. Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования); (в ред. постановлений Минобразования от 26.03.2014 № 20, от 26.11.2014 № 163, от 20.11.2015 № 131, от 11.05.2017 № 46) // Режим доступа: http: academy.edu.by/files/kval%20ikzamen%202017/Post%20MO_101.pdf
6. Ковалева, Е. В., Лакеева, Г.С. Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / авт.- сост. Е.В. Ковалева, Г. С. Лакеева, Е. Н. Патароча, Г. А. Семенюта, Н. Ю. Яблонцева, О. Н. Бабитинская. – Иркутск : Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2017. – 109 с
7. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии. Учебник для учащихся пед.училищ / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1972. – 253 с.
8. Методическое обеспечение аттестации педагогических работников / сост. И. В. Федоров, Е. А. Бохан ; Акад. последиплом. образования. – Минск : АПО, 2018. – 115 с.
9. Свирская, Л. Шпаргалки для родителей / Л. Свирская // Детский сад со всех сторон. – 2002. – 147 с.
10. Сергейко, С. А. Общие основы педагогической профессии: учебно-методический комплекс для студентов специальностей 1- 030308 Олигофренопедагогика. Дополнительная специальность; 1- 030308 Олигофренопедагогика. Учитель-логопед / С. А. Сергейко, Л. М. Тарантей. – Гродно : ГрГУ, 2009. – 232 с.
11. Сластенин, В. А. и др. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. – 576 с.
12. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 544 с.
13. Хабибуллина, Р. Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями / Р. Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 7. – С. 56 – 62.
14. Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания / В. В. Чечет. – Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2003. – 88 с.