1. Подготовка к проведению обследования ребенка. Психологический анамнез. Построение психодиагностической гипотезы. Психологический диагноз.
2. Диагностика уровня развития мышления у ребенка дошкольного возраста.
Список использованных источников
1. Подготовка к проведению обследования
Прежде чем непосредственно выполнять углубленную диагностику, необходимо ознакомиться со всеми данными об этом ребенке. В первую очередь к ним относятся: личное дело ребенка, записи врачей и других специалистов.
С самого начала необходимо выстраивать доверительные отношения специалисту – психологу с семьей на условиях определенной конфиденциальности. Вполне естественно, что в ситуации, когда ребенок находится в учреждении, не может быть полной анонимности: педагоги и другие специалисты, работающие с ребенком, должны знать о нем то, что поможет им более эффективно строить свою работу. И родители должны быть уведомлены об этом психологом.
После этого родителям можно предложить задать интересующие их вопросы, получить разъяснения от психолога, его замечания по предлагаемому обследованию, консультации. Это также создает доверительное отношение в семье и вносит некоторую ясность в их ожидания.
Психолог должен понимать и принимать во внимание предварительную осведомленность родителей о проблемах, состоянии или даже болезни ребенка. Это поможет психологу сформировать первичную (предварительную) диагностическую гипотезу и, соответственно, конкретизировать конкретные вопросы при оценке истории развития ребенка (психологического анамнеза) более эффективно и грамотно, минимизировав при этом время, затраченное до встречи с ребенком, непосредственно на само обследование.
Психологический анамнез
В соответствии с принципами интегративной оценки сбор психологического анамнеза является необходимой частью построения психологической диагностической гипотезы, это с одной стороны, а с другой – объективной системой данных, которая предполагает причину и возможные механизмы появления варианта девиантного развития.
Следует отметить, что почти все специалисты уделяют большое внимание сбору анамнестических данных, тем самым применяя принцип динамического подхода. Сборник психологического анамнеза может основываться на известных фактах из истории развития ребенка (истории болезни). Анамнез в свою очередь имеет свои цели и задачи и представляет собой довольно специфический набор тем, на которых основывается беседа.
Чаще всего психологи образовательных учреждений, в том числе психологически-педагогическая и медико-социальная помощь, являются первыми специалистами, к которым обращаются родители с проблемным ребенком. В таких случаях психолог буквально вынужден самостоятельно оценивать историю развития ребенка (в том числе период его развития до момента рождения). В любом случае, способность оценивать и анализировать информацию, которая до сих пор считалась привилегией только медицинских работников, является показателем профессионализма специалиста, особенно когда речь идет о психологах, работающих с детьми у которых проявляется отклонения в поведении.
2. Диагностика уровня развития мышления у ребенка дошкольного возраста
Мышление является одной из высших психических функций и начинает формироваться в 2-2,5 года. Формирование этого психологического процесса тесно связано с развитием речи.
Типы мышления, характерные для детей дошкольного возраста:
Наглядно - эффективный – до 3 лет - выражается, что распознавание свойств объекта происходит через физический контакт с ним;
Наглядно-образный (от 3 до 5 лет) – в этот период ребенок может запускать изображения предметов без рук, заменяя некоторые объекты другими в игре;
Словесно-логический (5-6 лет) – дети учатся работать с абстрактными понятиями без использования наглядных пособий на основе рассуждений и доказательств.
Нами было проведено эмпирическое исследование детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). В исследовании приняли участие 2 ребенка:
– Миша А. (6 лет и 2 месяца);
– Ксюша Ц. (6 лет и 1 месяц).
Для определения уровня словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста, нами было проведено исследование при помощи следующей методики:
Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Кто больше: лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают, а вечером?
3. Днем на улице светло, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груша, сливы, яблоки - что это?
6. Почему шлагбаум опускают раньше, чем идет поезд?
7. Москва, Санкт-Петербург, Казань-это?
8. Который сейчас час?
9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это…, маленькая овечка – это…?
10. На кого похожа собака - на кошку или на курицу?
11. Для чего на всех автомобилях есть тормоза?
12. Чем похожи молоток и топор?
13. Чем отличаются гвоздь и винт?
14. Что общего между белкой и кошкой?
15. Что такое футбол, теннис, прыжки в высоту?
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
17. Чем отличаются старый от молодого человека?
18. Для чего занимаются спортом?
19. почему считается плохо, если кто-то не хочет работать?
20. Для чего на конверте марка?
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. – Москва: Просвещение, 1987. – 144 с. 1.
2. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / М. Доналдсон; Науч. ред., предисл. и коммент. В. И. Лубовского. – Москва: Педагогика, 1985. – 189 с. 6.
3. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 1971. – 410 с. 7.
4. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2003. – 456 с. 10.
5. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика: введение в науч. психол. исслед. с элементами мат. статистики / Р. С. Немов. – 4-е изд. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 631 с.
6. Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – 2-е изд., стер. – Москва: Академия, 2005. – 288 с. 15.
7. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника / Г. А. Урунтаева. – 2-е изд., испр. – Москва: Академия, 2012. – 367 с.