1. Творчество как вид детской музыкальной деятельности
2. Дошкольник сочинитель: поведенческая характеристика
3. Методические аспекты развития песенного творчества у детей в условиях учреждения дошкольного образования
4. Особенности детского голоса и меры по его охране
5. Система музыкального воспитания З. Кодая
6. Белорусские народные танцы, отображающие явления природы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Творчество как вид детской музыкальной деятельности
Под творческой деятельностью детей понимается не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, предполагающий развитие навыков и умений эстетического художественного восприятия – сопереживания искусству, а также пробуждение способности к импровизации, к продуктивному самовыражению на этой основе.
Сами попытки ребенка творить, продуктивно выражать себя уже являются творческими. Дошкольники всегда заинтересованы в процессе, это одна из ведущих характеристик их возрастного развития.
Творческая деятельность детей также отличается от деятельности взрослых. Детское музыкальное творчество состоит из композиций и импровизаций: песенных, танцевальных, инструментальных. Этот вид музыкальной деятельности отвечает одной из важнейших потребностей ребенка – самовыражению. Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных способностей, знаний и умений. Важнейшую роль в этом процессе играют воображение, интуиция и образное мышление.
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнение, обычно не имеет художественной ценности для окружающих. Это очень важно для ребенка. Сочиняя, ребенок прежде всего открывает для себя новое. Это так называемая относительная или субъективная новизна детского творчества. Критериями его успешности являются не художественная ценность создаваемого ребенком музыкального образа, а наличие эмоционального содержания, выразительность самого образа и его воплощения, вариативность, оригинальность.
Детское музыкальное творчество по своей природе является синтетической деятельностью. Она может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.
2. Дошкольник сочинитель: поведенческая характеристика
Подобно ребенку-слушателю или исполнителю, ребенок-писатель отличается определенным психотипом, определенным набором индивидуально-психологических особенностей.
Каковы психологические особенности, отличающие ребенка-сочинителя:
– высокая познавательная активность, эрудиция, высокие показатели развития интеллекта [6, с. 55];
– хорошо развитая память и высокий уровень развития творческого воображения, фантазии;
– наглядность детского мышления, ассоциативность как способность легко и быстро воспринимать музыкальные образы, обрабатывать их и переводить в новый план (игровой, изобразительный, танцевальный, сама музыка-песня, мелодия и т.);
– высокий уровень развития прогностических и комбинаторных способностей, специальных художественных способностей;
– развитая интуиция (интуитивное мышление);
– импровизация в любом виде художественной деятельности;
– целеустремленность, позволяющая ребенку осуществлять целостность творческого процесса - от идеи до конечного результата.
Рассмотрим основные критерии детского сочинительства:
– Интерес к сочинительству, творчеству. Ребенок постоянно что-то сочиняет, изобретает, изобретает, концентрируется на творческих, творческих задачах, поглощен самим процессом, который всегда проявляется внешне и имеет яркое эмоциональное выражение; он постоянно что-то поет, говорит, комбинирует танцевальные движения, подбирает знакомые мелодии на детских музыкальных инструментах и пытается импровизировать, создает новые мелодии [4].
3. Методические аспекты развития песенного творчества у детей в условиях учреждения дошкольного образования
Детское песенное творчество является характерным видом самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. Как и любое художественное творчество, песенное творчество требует совместных действий, сотворчества взрослых и детей, особенно на первых этапах. Ребенок изначально включается в выполнение отдельных частей заданий, участвует в сочинении отдельных частей создаваемой песни [3, с. 70].
Источником детского творчества является окружающая жизнь и музыкальное искусство, которое ее отражает. Детские песни всегда выражают их жизненный опыт. Быстрое, импровизированное решение детьми творческих задач основывается на опыте ребенка, сформированном под влиянием жизненных впечатлений, впечатлений от музыкальных произведений.
Особое внимание в развитии песенного творчества следует уделять использованию песенных образцов. Они служат своеобразным стимулом для детей к решению творческих задач.
Музыкальные темы образцов песен должны быть точными, ясными и яркими, а тексты – краткими и запоминающимися. Ритм песен должен помочь ребенку создать ритм собственной мелодии.
Эффективность развития песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста может быть достигнута при следующих условиях:
– учитываются особенности детской музыкальной субкультуры и способность детей создавать песни;
– обогащает музыкальный опыт детей;
– специально разработанная групповая среда призвана стимулировать песенное творчество детей старшего дошкольного возраста [1, с. 66].
Чтобы ориентировать дошкольников в песенном творчестве, необходимо выполнять упражнения на накопление слухового опыта, развитие музыкально-слуховых представлений.
4. Особенности детского голоса и меры по его охране
Голос – это совокупность звуков, разнообразных по своим характеристикам и возникающих в результате колебаний упругих голосовых складок [5, с. 23].
Голосовой аппарат – это комплекс органов и систем, участвующих в формировании голоса.
Механизм формирования голоса определяется централизованно, т. е. центр вокализации находится в коре головного мозга, но для формирования голоса необходима струя воздуха, без которой колебания голосовых складок замолкают. Голосовой аппарат имеет три периферических отдела, которые взаимосвязаны и регулируются корой головного мозга: органы дыхания (легкие, бронхи, трахея), гортань с голосовыми складками (в гортани формируется слабый первичный голосовой тон) и надсуставная труба (рот, нос, глотка и околоносовые пазухи). В удлинительной трубке голос усиливается и приобретает дополнительную окраску.
Резонатор – это полое тело, заполненное воздухом, которое имеет выходные отверстия. Стенки резонатора колеблются, накладывая обертоны и усиливая звук. Чем больше резонатор, тем ниже тон голоса. Самый большой резонатор – грудная клетка [7, с. 44].
Высота тона определяется частотой колебаний звучащего тела (голосовых складок) в секунду. Чем чаще вибрации, тем выше звук.
Тембр – это сложное качество звука. Он состоит из: основного тона (вибрации поверхностей голосовых складок), который определяет высоту тона и обертоны.
Сила звука (субъективно воспринимаемая как громкость) зависит от амплитуды колебаний голосовых складок. Чем больше амплитуда, тем громче звук.
5. Система музыкального воспитания З. Кодая
Система З. Кодая основана на принципе универсальности детского музыкального образования. Он утверждал, что музыка необходима для гармоничного развития человеческой личности, а не является предметом роскоши, без которого можно обойтись. Принципы этого выдающегося музыканта легли в основу системы музыкального образования и воспитания, принятой в настоящее время в Венгрии. Весь процесс обучения основан на музыкальном материале народной песни. Кодай ввел метод "соль-фа тоник" в массовую венгерскую школу [3].
Основные положения концепции З. Кодая:
– только активная музыкальная деятельность, только практика музицирования может стать основой музыкального образования и может привести к истинному опыт - понимание музыки;
– единственным «инструментом» для музицирования, который доступен любому и каждому, является человеческий голос; пение это первое художественное проявление человека, к нему с особой силой вызывает инстинкт человека, живущего в механизированный век;
– только конгрегационное пение, то есть хор, может привести к глобальной музыке, совместному музыкальному опыту и чувству общности людей [1, с. 45];
– ничто, кроме пения, не может развить относительно высокий слух, который является основой музыкальности; пение капеллы – это школа развития музыкальных способностей.
Надо помнить, что не всякое пение развивает музыкальный слух, музыкальность. Если все внимание сосредоточено на певческих упражнениях и сольфеджио, когда вся забота направлена только на чистоту интонации и когда пение не привлекает, не затрагивает душу и сердце, то польза, получаемая от вокальной и слуховой работы, ничтожна.
6. Белорусские народные танцы, отображающие явления природы
Белорусский народный танец – белорусское народное танцевальное искусство, представленное в виде народного бытового или постановочного сценического танца. Белорусские танцы отличаются своей сформированностью и самобытностью [1]. Исторические условия развития белорусского народа, постоянная борьба за сохранение своих национальных черт, привели к тому, что в белорусском фольклоре и танце сохранились древние, архаичные черты. Это делает белорусскую хореографию значимой для понимания истоков белорусского культуры [3].
Белорусский народный танец, как и вся белоруская культура, формировался начиная с XIV века. А истоками народных плясок были еще более древние восточнославянские обряды. С середины XIX века началось слияние традиционного фольклора с танцевальными формами кадрили и польки, которые пришли из Западной Европы.
Непосредственность восприятия природы особенно ярко отразилась в танцевальном фольклоре белорусов. Каждое время года связано в сельском хозяйстве с определенными производственными процессами и это также наложило свой отпечаток на танцы, отображающие в художественных образах явления природы [4, с. 98].
К этой группе относятся танцы «Мяцелица», «Вихор», «Чарот», «Рэчанка». Народ поэтизировал многие явления природы, поэтому в белорусском национальном фольклоре образы природы занимают большое место. Непосредственность восприятия природы особенно ярко отразилась в танцевальном фольклоре белорусов. Каждое время года связано в сельском хозяйстве с определенными производственными процессами и это также наложило свой отпечаток на танцы, отображающие в художественных образах явления природы. Важно подчеркнуть, что во время проведения некоторых праздников и обрядов весеннего и летнего циклов особое значение придавалось деревьям и цветам.
1. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 240 с.
2. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
3. Даренская, Н. В. Белорусский танец: учебно-методическое пособие (для студентов специальности 071301.65 «Народное художественное творчество» специализация «Хореография» и направления 071200.62 «Хореографическое искусство») / Н. В. Даренская. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. – 92 с.
4. Методика музыкального воспитания в детском саду : учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание» / Н. А. Ветлугина, И. Л. Джержинская, Л. Н. Комисарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1982. – 271 с.
5. Орлова, О. С. Нарушения голоса : учеб. пособие / О. С. Орлова. – М. : АСТ : Астрель, Владимир : ВКТ, 2008. – 220 с.
6. Радынова, О. П., Катинене, А. И., Палавандишвили, М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. – М. : Академия, 2000. – 213 с.
7. Тарасова, К. В. К постановке детского певческого голоса / К. В. Тарасова // Музыкальный руководитель. – 2005. – № 3. – С. 45 – 49.