Вопрос 3
Поясните требования, предъявляемые к торговой мебели. Проанализируйте соответствие мебели торговых организаций современным требованиям (на примере организации, в которой Вы работаете).
Внедрение новых методов выкладки и продажи предъявляет к торговой мебели новые требования. Она должна соответствовать современным представлениям дизайна, технологии и производственной эстетики, способствовать привлечению покупателей, увеличению товарооборота и повышению культуры торгового обслуживания.
Оснащение магазина правильно подобранной торговой мебелью позволяет
- более рационально организовать торгово-технологический процесс;
- эффективно использовать торговые площади;
- повысить пропускную способность;
- обеспечить необходимое архитектурно-художественное оформление интерьера торгового зала.
Производство торговой мебели постоянно расширяется, при этом учитываются такие направления ее совершенствования, как:
- универсальность;
- унификация узлов и деталей,
- увеличение емкости;
- расширение номенклатуры приспособлений для выкладки товаров (наборы аксессуаров для выкладки и рекламы),
- применение недорогих пластиковых и других облегченных материалов;
- производство быстросборного торгово-выставочного оборудования из стекла и зеркал;
- проектирование торгового оборудования нового пoколения;
- производство торгового и выставочного оборудования из ламинированных ДВП в сочетании с металлическим профилем;
- композиционное построение многовариантного торгового и выставочного оборудования.
Большие резервы в рационализации использования торговой мебели заключаются в унификации каркасных и композиционных конструкций различных ее типов с целью достижения возможности взаимозаменяемости узлов и деталей торговой мебели одного типа узлами и деталями другого.
Требования, предъявляемые к торговой мебели
Эксплуатационно-технические требования предполагают:
1. При конструировании торговой мебели ведущими принципами должны являться стандартизация и универсальность.
2. Торговая мебель должна разрабатываться с учетом последних достижений в организации торговли, отвечать современным требованиям технической эстетики.
Вопрос 27
Укажите значение подъемно-транспортного оборудования в торговле. Классифицируйте подъемно-транспортное оборудование. Укажите типы подъемно-транспортного оборудования, применяемое в торговых организациях.
Одним из путей повышения эффективности труда на предприятиях торговли и общественного питания является механизация тяжелых и трудоемких работ. Механизация труда создает условия для внедрения прогрессивных методов организации производства и реализации готовой продукции, увеличения объемов перерабатываемого сырья, улучшения качества изделий, повышения культуры производства и обслуживания.
Наиболее трудоемкими в торговле и общественном питании являются погрузо-разгрузочные работы. Трудозатраты на их проведение превышают 35% и около 75-m85% погрузо-разгрузочных операций выполняются вручную.
Подъемно-транспортное оборудование предприятий торговли и общественного питания - это машины и механизмы, предназначенные для механизации работ при погрузке/выгрузке сырья и продуктов во время их приемки и хранения, перемещения сырья и продуктов внутри предприятия, транспортировки готовой продукции к месту реализации, транспортировки инвентаря и различного оборудования, выполнения монтажных работ по установке торгово-технологического оборудования и т.п.
Для механизации погрузо-разгрузочных работ применяются разнообразные машины, механизмы и приспособления, которые по общим эксплуатационно-техническим признакам можно разделить на следующие основные группы:
простейшие средства механизации;
подъемно-транспортные машины.
Простейшие средства механизации - это устройства (машины, механизмы), позволяющие проводить только одну грузоподъемную или транспортную операцию. Они обычно имеют ручной механический или гидравлический привод. К этим устройствам можно отнести домкраты, тали, лебедки, ручные тележки, штабелеукладчики и другие средства, нашедшие широкое применение на торговых и производственных предприятиях в силу их достаточно низкой стоимости и простоты технического обслуживания.
Подъемно-транспортные машины имеют сложную многоприводную конструкцию и по функциональному назначению их можно подразделить на грузоподъемные машины, транспортирующие машины и погрузо-разгрузочные машины.
Грузоподъемные машины предназначены для межэтажного перемещения грузов, проведения погрузо-разгрузочных работ, ремонта и монтажа различного технологического оборудования.
Транспортирующие машины различных видов предназначены для перемещения грузов на одном уровне на значительные расстояния.
Задача 1. Определение эффективности использования торговой площади магазина под оборудование.
1.Длина полки – 970 мм.
2. Количество полок но одной горке:
а) пристенной – 5:
б) островной – 8.
3. Глубина полки, мм
- пристенной – 600:
- островной - 500.
Минимаркет, 100 кв..
Количество пристенных горок – 16:
Количество островных горок – 10
Площадь, занятая другими видами оборудования:
- установочная – 6,45:
- под выкладку – 3,2.
1. Коэффициент использования торговой площади под оборудование или коэффициент установочной площади, определяется отношением площади, занимаемой оборудованием в торговом зале к площади торгового зала. Оптимальная величина этого коэффициента равна 0,29 – 0,32.
Рассчитаем установочную площадь, занимаемую пристенными горками:
Sприст. = 16 х (0,97х 0,6) = 9,31 м.
Рассчитаем установочную площадь, занимаемую островными горками:
Sостр. = 10 х2 (0,97х 0,5) = 4,85 м.
Установочная площадь, занятая под оборудованием:
Sустанов.= 9,31 + 4,85 + 6,45= 20,61
К устан. = 20,61/100 =0,21
Данный показатель ниже оптимального значения (0,29-0,32).
Задача 2. Выбор типов весов и определение потребности в них для магазина типа «Универсам»
1. Время, затрачиваемое на одну операцию по взвешиванию:
- кондитерских товаров – 1,5 мин;
- гастрономических товаров – 0,3 мин;
- на одну операцию по фасовке бакалейных товаров необходимо затрачивать 1 мин.
2. Масса одного отпуска для кондитерских и гастрономических товаров 0,5 кг. Масса одной расфасовки бакалейных товаров 1 кг.
3. Фасовка и отпуск товаров в продовольственном магазине «Универсам» осуществляется в течение 10 часов ежедневно.
4. При взвешивании и отпуске кондитерских и гастрономических товаров использует весы ВЭ – 15Т с максимальной массой взвешивания 15 кг., при фасовке бакалейных товаров весы Штрих-принт с максимальной массой взвешивания 10 кг.
Гастрономических товаров – 2100 кг.;
Кондитерских товаров – 280 кг.;
Бакалейных товаров – 1630 кг.
1. Рассчитать потребное количество весов различных типов, используемых для фасовки и отпуска товаров. Расчет производится по формуле:
П = О/Р , где
О – количество товара, фасуемого или продаваемого за смену, кг.,
Р – пропускная способность весов за смену, кг.,
2. Пропускную способность весов следует определить по формуле:
Р = (( ОхТ )/т ) х К , где
О – наибольший предел взвешивания на данных весах, кг.,
Т – время полезной работы весов за рабочий день, мин.,
т – время одной операции по взвешиванию, мин.,
К – коэффициент использования наибольшего предела взвешивания, который определяется отношением массы одного отпуска к наибольшему пределу взвешивания весов.
Задача 3. Расчет потребности в кассовых аппаратах для магазина «Продукты», торговой площадью 150 кв. м.
- число покупателей, сделавших покупку в час «пик» - 120 чел/час;
- среднее количество покупок одного покупателя – 3 шт.;
- скорость печати кассового аппарата – 1,5 с.
1. Основными показателями, по которым определяют необходимое количество рабочих мест контролеров-кассиров, являются число посетителей, сделавших покупку в час наибольшей загрузки торгового зала, и максимальная пропускная способность узла расчета в час.
Расчет производится по формуле:
П = Р/С , где
П –количество рабочих мест контролеров-кассиров,
Р – число покупателей, сделавших покупку в час наибольшей загрузки торгового зала, чел.-час,
С максимальная пропускная способность узла расчета в час, чел-час.
С = ( 3600 х К )/( Т+ф х т), где
Т – среднее время, затраченное на обслуживание одного покупателя
ф – среднее количество товарных единиц, приходящихся на 1 покупателя, шт.
т – время регистрации стоимости одного товара и скорость печатания чека, сек.,
К – коэффициент использования рабочего времени контролера кассира.
2. При проектировании новых магазинов расчет числа рабочих мест контролеров-кассиров определяют по следующей формуле:
П = ( С х т )/( г х 3600 х К ) , где
С – площадь торгового зала, кв. м.
г – площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя, кв.м. (2.5 м.кв.)
т – среднее время расчета с одним покупателем, сек. ( 47 сек),
К – коэффициент использования рабочего времени контролера-кассира, (0.85)