ВВЕДЕНИЕ
1. Развитие педагогической мысли на Белоруссии
2. Белорусские просветители и педагоги, их роль в развитии системы образования
3. Вклад современных белорусских ученых в развитие дошкольной педагогики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
История педагогической мысли Беларуси – это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. развитие материальной и духовной культуры во многом обусловлено народной педагогикой, обеспечивавшей преемственность поколений, передачу исторического и социального опыта последующим поколениям. Народная педагогика - это ценнейшее наследие общей культуры белорусского народа. С появлением письменности народная педагогика стала неисчерпаемым источником для официальной педагогики, произведений художественной литературы, затрагивавших вопросы воспитания.
Белорусская земля издавна славилась именами своих талантливых сыновей и дочерей. Среди многих известных имен, оставивших свой незабываемый след в истории нашей страны, есть люди, которые стали известны в истории как «просветители»
В истории Беларуси конец XV-начало XVI века известен как период заметного оживления общественной, политической и культурной жизни, расширения производства. Этот период белорусской истории совпал с общественным движением в европейских странах, известным как Возрождение. Прогрессивные идеи возрождения и Реформации проникли и в Беларусь. Наблюдается заметное развитие образования, распространение письменности, новых философских, педагогических, научных идей. Это время связано с именами таких выдающихся деятелей белорусской культуры, образования и науки, как Франциск Скорина, Николай Гусовский, Симон Будный, Василий Тяпинский, Симеон Полоцкий, Казимир Лысьчинский, братья Зизани и другие. Эти известные просветители требовали всестороннего развития личности в образовании, высказывали идеи совершенствования общества, развития национального языка и культуры, много делали для этого.
1. Развитие педагогической мысли на Белоруссии
Большой вклад в развитие культуры и образования на восточнославянских землях в XII в. Белорусские педагоги внесли свой вклад. Одним из ярких представителей белорусской культуры является Евфросиния Полоцкая (1110 – 1173). Представитель христианского культурно-просветительского движения в Полоцком княжестве. Сведения о ее деятельности дошли до нас из «Жития Евфросинии Полоцкой». В ней рассказывается, что молодая княгиня с разрешения епископа Полоцкого Ильи поселилась в СВ. Софийский собор и начал переписывать книги (Священное Писание, исторические летописи, летописи, трактаты). Это была Евфросиния Полоцкая. Некоторые из книг, которые она переписывала, были проданы, а деньги, которые она покупала, были отданы бедным по ее просьбе. Евфросиния Полоцкая основала уникальную библиотеку Софийского собора, которая, к сожалению, была утрачена в годы многочисленных войн. Ефросинья мечтала, что перепиской займутся не несколько, а десятки грамотных людей. Ее мечта сбылась после того, как она основала два монастыря - Спасский женский и Спасский мужской. Вместе с ними она организовывала мастерские по переписыванию книг, а также школы для мальчиков и девочек, где их учили читать и писать. Евфросиния собрала талантливых архитекторов и художников и поддержала их новаторские идеи. По ее инициативе в Полоцке была построена Спасская церковь. Необычная судьба, самоотверженное служение Родине подняли Евфросинию Полоцкую над своей эпохой. Православная Церковь канонизировала ее и празднует 5 июня как день ее памяти [2].
Кирилл Туровский известен в основном своим литературным наследием, которое приобрело популярность в Древнерусском государстве, его произведения переписывались и издавались вплоть до Нового времени. Вот его самые значительные работы:
«Слова для всех Господних праздников» – то есть главных праздников, во время которых Иисус Христос прославляется в церкви;
Молитвы, которые впоследствии вошли во многие рукописные и печатные книги, в том числе в «учительное Евангелие» Ивана Федорова;
Притчи (о теле и Духе, о слепых и хромых и т.);
Проповеди;
По некоторым версиям, Кирилл Туровский был автором самого поэтического и самого светского Древнерусского произведения – «Слова о полку Игореве», но большинство исследователей эту версию не поддерживают.
2. Белорусские просветители и педагоги, их роль в развитии системы образования
В XVIII в. педагогическая мысль Беларуси развивалась на фоне взаимодействия славянских культур – русской, украинской, белорусской и польской. С 1773 г. в Беларуси начала работать Эдукационная комиссия, которая попыталась внести некоторые преобразования в просвещении, разработала социальные и педагогические проекты просветительского характера. Центром науки и культуры края стала Виленская академия, позже реорганизованная в Виленский университет (1803). В конце XVIII в. (1772 – 1795) Беларусь вошла в состав России, что создавало более благоприятные условия для проникновения достижений прогрессивной русской культуры. Идеи виднейших русских педагогов становятся широко известными благодаря тому, что в школах Беларуси начинают работать выпускники учебных заведений России, используются русские учебные книги. Положительную роль в распространении просвещения в Беларуси и активизации педагогической мысли сыграло открытие двух главных и шести малых народных училищ в Полоцке, Витебске, Могилеве и других городах. С середины XIX в. деятели просвещения и прогрессивные педагоги выдвигают идею о создании белорусской школы, об обучении детей на родном языке. Просветительские идеи были ведущими в творчестве белорусских писателей-демократов (В.И. Дунин-Марцинкевич, Ф. Богушевич, Я. Лучина). В их произведениях особо подчеркивалось уважительное отношение к личности человека труда, необходимость просвещения народа на родном ему языке.
Алоиза Степановна Пашкевич (Тетка) (1876-1916 гг.) – белорусская поэтесса, просветительница, инициатор открытия белорусских школ и издатель книг на родном языке. Она издала для детей такие книги как «Гастінец для дзяцей», «Беларускі лемантар, або Першая навука чытання», «Першае чытанне для дзетак беларусаў». В состав книг входят рассказы, стихи, былины, поговорки, загадки, в которых отражается быт крестьянской семьи, настроения, чувства, а также объясняются окружающие предметы и природные явления [3, с. 90].
Главная цель книг развить представления об окружающей жизни и окружающей природе. Об этом свидетельствуют названия произведений; «Лес», «Мая вясна», «Мой сад» и др.
Одной из граней художественно-педагогического наследия Тетки является то, что она стала родоначальницей современной детской научно-популярной литературы, которая берет свои истоки из колоритных произведений писательницы. Это и реалистично-сказочные рассказы «Пчолы», «Гутаркі аб птушках», «Перал1тныя птушкі», «Папараць-кветка» и др.
3. Вклад современных белорусских ученых в развитие дошкольной педагогики
Качественно новый этап в развитии педагогической науки Беларуси начинается в 50-60-е гг. Предметом исследования становятся проблемы повышения эффективности учебно-воспитательной работы, формирования внутренней активности растущего человека, направленной на развитие его умственных и нравственных сил.
В сфере дошкольной педагогики наиболее яркими именами являются:
Е. А. Панько рассматривала проблемы индивидуального стиля деятельности воспитателя (выделены шесть типов воспитателей, различающихся профессиональными интересами: воспитатель, направленный на игру; педагог с художественной направленностью; воспитатель – дидакт; гармонический стиль; формально-прагматический стиль; индифферентный стиль воспитания), отношения дошкольников к личности воспитателя [8].
Сфера научных интересов: детская и педагогическая психология, психология одарённого ребёнка, психология педагога учреждения дошкольного образования, гуманизация системы дошкольного образования, проблемы становления психологического здоровья ребёнка и взрослого.
С 1990 по 2005 годов – являлась руководителем научно-исследовательских работ, направленных на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь. Научный руководитель программы дошкольного образования «Пралеска». Разработала более 20 учебных программ, стала автором свыше 400 научных, научно-популярных, учебных и научно-методических работ. Под её руководством создан ряд научно-методических и учебно-методических видеофильмов, подготовлено 6 кандидатов наук.
Я. Л. Коломинский (1934 г. р.) – специалист в области возрастной, педагогической и социальной психологии. «Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе», где впервые в отечественной психологии был применен социометрический метод Дж. Морено. Изучал развитие и формирование личности в малых группах и коллективах на основных стадиях онтогенеза в процессе совместной деятельности, межличностного взаимодействия и педагогического общения. Исследовал и описал дифференциальную характеристику личности, обозначенную как «социально-психологическая наблюдательность», важную для деятельности в системе «человек-человек», разработал процедуру ее измерения. Разработал типологию стиля педагогического взаимодействия, установил детерминированность педагогического взаимопонимания предметным содержанием педагогической деятельности. Основные научные труды: «Учитель и детский коллектив», «Социальная педагогическая психология», «Психология детей шестилетнего возраста».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение истории становления национальной школы и педагогической мысли Беларуси, путей и направлений развития образования являются важной и актуальной задачей современной историко-педагогической науки.
Разработка кардинальных проблем воспитания национального сознания молодежи на современном этапе развития общества требует иного подхода к переосмыслению прошлого, пониманию непреходящей ценности идей и положений передовой педагогической и общественно-политической мысли, сформулированных в трудах лучших ее представителей.
1. Асвета і педагагічная думка ў Беларусі са старажытных часоў да 1917 г. / Рэд. кал.: М.А.Лазарук [і інш.]. – Мінск : Вышэйшая школа, 1985. – 426 с.
2. Болбас, В.С. Этыка-педагагічная думка Беларусі (са старажытнасці да XVIII ст.) / В. С. Болбас. – Мінск : ООО «Асар», 2004. – 186 с.
3. Борытко, Н. М. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н. М. Борытко. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 496с.
4. Варенова, В.Т. Краткая история образования и педагогической мысли: Учеб. пособие / В.Т. Варенова. – Минск : ООО «Асар», 2004. – 256 с.
5. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли древнего и средневекового мира : учеб. пособие для высш. школы / А. Н. Джуринский. – М. : Совершенство, 1999. – 224 с.
6. История образования и педагогической мысли Беларуси / авт.-сост. : В. В. Пашкевич, А. С. Баранова, И. И. Колбаско [и др.]; под общ. ред. В. В. Пашкевича. – Мозырь : Содействие, 2008. – 56 с.
7. История образования и педагогической мысли. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. Академика РАО А. И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
8. Капранова, В. А. История педагогики : учеб пособие / В. А. Капранова. – М. : Новое знание, 2007. – 197 с.
9. Орлова, А. П. История образования и педагогической мысли : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям / А. П. Орлова, Н. К. Зинькова, В. В. Тетерина; под общ. ред. А. П. Орловой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2000. – 380 с.
10. Сегянюк, Г. В. Гiсторыя педагогiкi : вучэбны дапаможнiк / Г. В. Сегянюк. – Мазыр : РВФ «Белы вецер», 2000. – 432 с.
11. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы : конспект лекций для студентов учреждений высшего образования спец. профиля А Педагогика / под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. – Мозырь : Содействие, 2018. – 224 с.