Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Значение профессии педагога дошкольного образования в современном обществе
1.2 Профессиональные функции педагога различных типов специальных учреждений дошкольного образования
1.3 Профессионально значимые личностные качества, профессиональные и коррекционные умения педагога специального образования
2. Практическая часть
2.1 Описать роль материальной оснащенности и наполняемости группы в достижении результатов коррекционно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы обусловлена тем фактом, что социальная ситуация развития ребенка с ОПФР в настоящее время требует прогнозирования перспектив развития детства, концентрации усилий всех ответственных за его нормализацию: профессиональных воспитателей и педагогов. Важнейшей воспитательной задачей данной системы является гармоничное и полноценное развитие личности детей как основы для дальнейшей учебной деятельности. Сегодня образование осознается обществом как одна из высших ценностей жизни, развития, совершенствования и благополучия человека. Сфера образования требует профессионалов. Именно поэтому возрастает значимость педагогической профессии.
Исследованиями в области социальной значимости профессии и личности педагога в работе с детьми с ОПФР занимались такие ученые и педагоги как: В.В. Хитрюк, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, В.П. Кащенко, Т.Л.Жукова, Е.А. Лобанова и др.
Педагог является одной из самых социально значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека, таким образом изучение социальной значимости профессии и личности педагога в работе с детьми с ОПФР является актуальной.
Цель контрольной работы: охарактеризовать социальную значимость профессии и личности педагога в работе с детьми с ОПФР.
Задачи контрольной работы:
1) проанализировать значение профессии педагога дошкольного образования в современном обществе;
2) рассмотреть профессиональные функции педагога различных типов специальных учреждений дошкольного образования;
3) изучить профессионально значимые личностные качества, профессиональные и коррекционные умения педагога специального образования;
4) описать роль материальной оснащенности и наполняемости группы в достижении результатов коррекционно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями.
1. Теоретическая часть
1.1 Значение профессии педагога дошкольного образования в современном обществе
Профессия воспитателей появилась в девятнадцатом веке. Необходимо было создать сеть дошкольных учреждений, поскольку женщины начали заниматься общественным трудом.
Профессия педагог дошкольного учреждения появилась в процессе развития системы детского сада. В современном обществе это одна из важнейших профессий, т.к. именно педагог учит ребенка самостоятельности, правилам поведения, готовит ребенка к школе.
Эффективность воспитания и обучения, формирования личности ребенка зависит от личности дошкольного педагога, его профессиональных качеств. Воспитатели детей дошкольного возраста должны обладать знаниями для работы с детьми и их родителями для поиска решений проблем и должны уважать достоинство ребенка.
Задача воспитателей детских садов – постоянно искать новые пути, средства и методы воспитания и обучения, искать нестандартные способы общения с детьми.
Одной из важнейших задач современных педагогов дошкольных учреждений образования является помощь учащимся в адаптации к изменяющимся социокультурным условиям общества [2, c. 29].
Воспитатель – это человек, который осуществляет воспитание, берет на себя ответственность за условия жизни и развивает личность другого человека. Профессия воспитателя – одна из педагогических профессий.
Педагогическая профессия – сфера деятельности и сознания человека; трудовая деятельность человека, обладающего комплексом специальных педагогических знаний, практических навыков, приобретаемых в результате целенаправленной профессиональной подготовки
Профессия учителя дошкольного образования – это профессия по типу человека-человек. Люди этой профессии характеризуются: умением руководить, учить; умением слушать и воспитывать; умением моделировать внутренний мир; методом конструирования личности; высокой степенью саморегуляции. Педагогическая работа характеризуется тем, что ее объектом и субъектом является человек – самое уникальное природное явление. Речь идет не столько о физическом развитии человека, сколько прежде всего о духовности растущего человека, его внутреннем мире, расположении.
2. Практическая часть
2.1 Описать роль материальной оснащенности и наполняемости группы в достижении результатов коррекционно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями
Интеграционные процессы в системе образования опираются на основную идею интегративной педагогики: от интеграции в школе – к интеграции в обществе.
Кодекс Республики Беларусь об образовании определяет порядок комплектования специальных групп (классов), групп (классов) интегрированного обучения и воспитания, которое осуществляется с учётом основных показаний и противопоказаний, определённых к приёму в соответствующие учебные заведения. Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания зависит от возраста детей и составляет от 8 до 10 воспитанников в возрасте до трёх лет и от 10 до 12 воспитанников в возрасте от трёх до восьми лет. Количество детей в классе интегрированного обучения и воспитания не должно превышать 20 учащихся, а число детей с ограниченными возможностями зависит от характера и тяжести нарушения:
– не 10 учащихся группы не более трех глухих или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной или тяжелой степени, или детей со сложным дефектом;
– не более 15 детей, в т. ч. не более четырех слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
– не более 17 детей, в т. ч. не более пяти детей с задержкой психического развития. Часто практикуется следующий подход к формированию инклюзивных групп: две трети составляют воспитанники с нормальным психофизическим развитием, оставшуюся треть – дети с ОВЗ (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта) либо дети раннего возраста без выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в т. ч. дети с нарушением эмоционально-волевой сферы).
Общая наполняемость группы при этом сокращается. Контингент детей с ОВЗ может варьироваться, однако главным условием включения в группу является готовность ребенка к посещению детского сада в режиме 12-часового пребывания [7, с. 172].
Заключение
Профессия педагога дошкольного учреждения образования является одной из важных, так как именно педагог дошкольного учреждения закладывает основы знаний, умений и навыков, а также формирует личность ребенка.
Функции педагога специального дошкольного учреждения образования имеют ряд отличий от функций педагога работающего в общеобразовательном учреждении дошкольного образования, они обусловлены спецификой работы с детьми с ограниченными возможностями.
Педагог работающий с детьми с ограниченными возможностями должен обладать и постоянно развивать свои личностные, профессиональные качества и коррекционные умения, т.к. работа с детьми ОПФР является специализированной и требует большого внимания и отдачи.
Отдельное внимание в организации работы педагога специализированного дошкольного учреждения образования стоит уделить организации образовательного и воспитательного процесса, а именно материальной оснащенности и наполняемости групп. Отмечено, что данные группы являются малокомплектными, а материально-техническое оснащение организации образовательного и воспитательного процесса должно быть оснащено всем необходимым для комфортного пребывания детей с ограниченными возможностями в процессе обучения, основополагающим является создание безбарьерной среды для учащихся.
Таким образом, при выполнении контрольной работы нами был проведен теоретический анализ следующих вопросов:
• значение профессии педагога дошкольного образования в современном обществе;
• основные профессиональные функции педагога различных типов специальных учреждений дошкольного образования;
• профессионально значимые личностные качества, профессиональные и коррекционные умения педагога специального образования;
В практической части работы, основываясь на нормативных документах и актуальных литературных источниках, была описана роль материальной оснащенности и наполняемости группы в достижении результатов коррекционно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями.
1. Алехина, С.В., Кутепова, Е.Н., Сунько, Т.Ю., Самсонова, Е.В. Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для руководителей образовательных организаций / С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова, Т.Ю. Сунько, Е.В. Самсонова. – М. : ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 147 с.
2. Воспитательно-образовательный процесс дошкольного образования (инновационные технологии в практику студентов): методические рекомендации для самостоятельной работы студентов во
время прохождения практики / сост. Н.Г.Кузьменкова, С.В.Кондратюк, Н.В. Королёва. – Барановичи: БарГУ, 2006. – 40 с.
3. Жукова, Т. Л. Педагогика : учеб.-метод. комплекс. В 2 ч. Ч. 1 / Т. Л. Жукова, С. А. Воеводина. – Новополоцк: ПГУ, 2013. – 264 с.
4. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов : Николаев, 2005. – 76 с.
5. Постановление Министерства Образования Республики Беларусь от 7 августа 2020 г. № 218 Об утверждении образовательных стандартов переподготовки руководящих работников и специалистов по специальностям переподготовки [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://pravo.by/.
6. Хитрюк, В.В. Основы дефектологии: учеб. пособие / В.В. Хитрюк. – Мн.: Изд-во Гревцова, 2009. – 280 с.
7. Хитрюк В. В. Основы инклюзивного образования : учеб. - метод. комплекс / В. В. Хитрюк, Е. И. Пономарёва. – Барановичи : РИО БарГУ, 2014 – 372 с.