1. Опишите формы организации обучения, существовавшие в практике работы отечественных и зарубежных школ.
2. Охарактеризуйте классно-урочную систему занятий в школе.
3. Назовите критерии, которые определяют типологию уроков.
4. Проанализируйте структуру комбинированного урока.
5. Назовите основные этапы подготовки учителя к уроку.
6. Перечислите основные требования к современному уроку.
Список литературы
1. Опишите формы организации обучения, существовавшие в практике работы отечественных и зарубежных школ.
Формы организации обучения (организационная форма) – это внешнее выражение согласованной деятельности преподавателей и студентов, осуществляемой в определенном порядке и по определенной схеме. Это социальные условия, которые возникают и улучшаются в связи с развитием системы обучения. Форма организации обучения классифицируется по различным критериям: количество обучающихся; место обучения; продолжительность учебных курсов и др. По первому критерию они делятся: групповую, коллективную, массовую, микрогрупповой и индивидуальной формами образования. В педагогической практике различаются также формы школьного и внешкольного образования учащихся. В первую входят курсы, мастерские, школьные экспериментальные площадки, лаборатории и т. д., а ко вторым – самостоятельная работа, экскурсии, занятия по бизнесу и так далее. В зависимости от продолжительности обучения существуют классические уроки (45 минут), спаренные уроки (90 минут), спаренные укороченные занятия (70 минут) и уроки «без звонков» любой продолжительности.
Различные уроки и другие формы учебной деятельности в форме преподавания подтвердили достоинства ее существования на протяжении веков. Они обеспечивают организационную ясность и порядок во всем учебном процессе, систематическое и последовательное обучение школьников, личность учителя и органичное взаимодействие учащихся [4, c. 75].
Однако классно-урочная система постоянно подвергается критике со стороны теоретиков и практиков. Для того, чтобы правильно оценить современное состояние уроков и других форм обучения, избежать ошибок и извлечь уроки из лучших педагогических практик мира, необходимо углубиться в историю развития классной системы и сравнить ее с другими формами обучения. Классно-урочная система возникла в XVI-XVII веках и широко применялась на практике, но в то же время использовались и различные другие формы организационного воспитания. Они варьируются в зависимости от задач обучения и воспитания, характера деятельности учителя и ученика.
2. Охарактеризуйте классно-урочную систему занятий в школе.
Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:
• постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
• каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
• учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
• каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
• постоянное чередование уроков (расписание);
• руководящая роль учителя (педагогическое управление);
• применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классно-урочная форма организации учебной работы имеет много преимуществ по сравнению с другими формами, особенно индивидуальными: она характеризуется более строгой организационной структурой; экономичностью, поскольку учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создаются благоприятные условия для взаимного обучения, коллективной деятельности, конкуренции, воспитания и развития учащихся. В то же время данная форма не лишена недостатков снижения ее эффективности, основным из которых является зависимость (направленность) от «среднего» учащегося, отсутствие возможности работы с личностным образованием студента [5, с. 186].
3. Назовите критерии, которые определяют типологию уроков.
В педагогической литературе и в практике работы школы выделяется две группы уроков: специализированные и комбинированные. Такая классификация уроков, по мнению теоретиков и практиков, представляет известный интерес, особенно для молодых учителей. Указанная типизация не противоречит классификации, принятой в современных учебных пособиях.
Группа специализированных уроков решает одну из дидактических задач: изучение нового материала, закрепление знаний, выработка умений и навыков, либо проверка знаний, умений и навыков. На комбинированных или смешанных типах уроков вышеуказанные дидактические задачи решаются на протяжении одного занятия.
Традиционная типология уроков строится на основе его структурных элементов. Выделяют следующие типы уроков: вводный, урок – изучения нового материала, урок – закрепления знаний и упражнений, повторительно-обобщающий урок, контрольно-проверочный урок. Наиболее распространенным является комбинированный урок, который содержит несколько структурных элементов типичных уроков.
Необходимо обратить особое внимание на проблемный урок. Данный тип урока обладает структурой на основе этапов поисковой деятельности: постановка проблемы, актуализация знаний, выдвижение гипотез, поиск возможного решения, осуществление и проверка решения. В ходе проблемного урока имитируется ситуация научно-практического поиска, развивающая творческие качества личности обучающегося [1, c.56-57].
4. Проанализируйте структуру комбинированного урока.
Под структурой урока следует понимать соотношение видов учебных занятий (частей урока) в их строгой последовательности и взаимосвязи между собой. В зависимости от типичной структуры разнообразных уроков они и классифицируются. В педагогической литературе встречаются различные исходные положения (принципы) классификации или типизации уроков: И. Н. Kазанцев классифицирует уроки по содержанию, дидактическим целям и способам их проведения; С. В. Иванов – по особенностям процесса обучения и его составным частям; Б. П. Есипов, М. А. Данилов – по основной дидактической цели и месту урока в системе учебной работы.
Комбинированный урок является самым распространенным в практике работы школы. Поэтому на его структуре остановимся подробнее, проследив характерные недостатки и пути совершенствования современного урока. В структуру комбинированного урока входит организационный момент, актуализация знаний или проверка домашнего задания, объяснение нового материала и формирование новых умений, закрепление новых знаний и задание на дом. Этапы комбинированного урока могут использоваться в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения широкого круга учебно-воспитательных задач. Этим объясняется широкое распространение комбинированного урока, а его доля от общего числа всех проводимых уроков, по некоторым данным, занимает около 80 %.
Жизнестойкость классического комбинированного урока определила и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности учащихся и предоставляет педагогам большие возможности для творчества.
5. Назовите основные этапы подготовки учителя к уроку.
В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тематические папки или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т. д. Для успешной подготовки урока важно, чтобы у педагога не было проблем с фактическими заданиями, чтобы он уверенно владел учебным материалом.
Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, – а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе – на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов. Наибольшее качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий.
6. Перечислите основные требования к современному уроку.
Дать хороший (качественный) урок – дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами образования, закономерностями и принципами учебного процесса.
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
1. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 292 с.
2. Куриленко, Л.В. Активизация познавательной деятельности школьников в условиях инновационных образовательных процессов / Л.В. Куриленко. - Самара: Изд-во «Самарский университет»,1998. - 195 с.
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 512 с.
4. Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания. Первая книга учителя / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 212 с.
5. Ситаров, В.А. Дидактика / В.А. Ситаров. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.