ВВЕДЕНИЕ
1. Задачи умственного развития дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня вопрос о развитии личности дошкольника ставится с особой остротой. Проблема полноценного психического воспитания дошкольников очень важна для современной системы образования.
На протяжении многих лет одной из главных задач в области дошкольной педагогики является психическое воспитание ребенка.
Большой вклад в разработку проблем психического воспитания, особенно взаимодействия языка и мышления, внесли советские ученые-психологи Л. С. Выготский, А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддяков и другие.
1. Задачи умственного развития дошкольников
Умственное воспитание – специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности и интересов детей, способов умственной деятельности и формирование системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях окружающего мира [].
Умственное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта, под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами интеллектуальной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.
Главными задачами умственного воспитания являются:
1. Сенсорное развитие – воспитательный процесс, содействующий формированию чувственного познания, совершенствующий ощущения и восприятие. Детей знакомят с такими показателями как: цвет, габариты, фактура, форма, масса, звук, запах [3, с. 32].
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст – это время активного формирования индивидуальности каждого ребенка, эмоционального отношения к миру, время приобщения ребенка к познанию мира, период его первичной социализации. В дошкольном возрасте быстро накапливаются знания, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок усваивает простейшие способы умственной деятельности.
Психическое развитие дошкольников постоянно находится под руководством взрослых в процессе различных видов деятельности.
Развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных навыков и умений дошкольников являются важными предпосылками успешного обучения в школе и подготовки к предстоящей работе.
1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.
2. Плеханов, А. В., Морозова, О. В., Манасеина, М. М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста / А. В. Плеханов, О. В. Морозова, М. М. Манасеина // Дошкольное воспитание. – 2010. – №7. – С. 31 – 35.
3. Панько, Е. А. Развитие познавательных процессов дошкольников : учебное пособие / Е. А. Панько, А. Н. Белоус, Ю. Н. Карандашев. – Минск : МПИ 1984. – 101 с.
4. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика 1985. – 200 с.
5. Щетинина, В. В. Познавательное развитие дошкольников : учеб.-метод. пособие для бакалавров очной и заочной форм обучения / В. В. Щетинина. – Тольятти : ТГУ, 2010. – 108 с.