1. Основные компоненты звуковой стороны речи: ритмико-мелодическая сторона (интонация) в системе фонем
2. Элементы интонации, мелодика, ритм, тембр, логическое ударение
3. Артикуляционные и акустические признаки звуков речи
4. Задачи обследования
5. Условия проведения и оборудование
6. Изготовление и анализ методических пособий для обследования звукопроизношения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Основные компоненты звуковой стороны речи: ритмико-мелодическая сторона (интонация) в системе фонем
Одним из разделов общей культуры речи, характеризующимся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является Звуковая культура речи, или ее произносительная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и фонемная система (звуки речи).
Интонация – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, придают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать различные чувства. В письменной речи интонация выражается в определенной степени через знаки препинания [1].
2. Элементы интонации, мелодика, ритм, тембр, логическое ударение
Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение.
Мелодика речи – повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.
Ритм речи – равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса [2, с. 39].
3. Артикуляционные и акустические признаки звуков речи
Звук – наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи [3, с. 55].
Акустика – это наука, изучающая теорию звука. Звук – это результат колебательных движений тела в любой среде, осуществляемых под действием любой движущей силы и доступных слуховому восприятию. К акустическим характеристикам звука относятся: высота, которая зависит от частоты колебаний: чем выше частота, тем выше звук; сила, которая зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда, тем сильнее звук; длительность (или долгота), которая связана с количеством колебаний во времени, тембр - индивидуальное качество его акустических особенностей.
Колебания могут быть периодическими и непериодическими. В результате периодических колебаний возникают тоны, а в результате непериодических – шумы. Тоны имеют абсолютную высоту, а шумы-относительную.
3. Задачи обследования
1. Какие звуки или группы звуков нарушены. Исследуются все группы звуков.
Согласные: свистящие с-с', з-з',ц; шипящие ш-ж-щ-ч; сонорные л-л', р-р'; заднеязычные к-к', г-г', х-х' и звук й; и другие; гласные звуки
2. Определить тип, характер, вид нарушения конкретного звука (нарушения звукопроизношения могут проявляться в 4 вариантах: пропуск, искажение, замена (субституция), смешение звуков (взаимозамены).
3. Необходимо выявить, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах (в прямых, обратных, в стечениях согласных), в словах, где звук в начале, в середине, в конце слова, в словах различной слоговой структуры и семантической сложности.
4. Условия проведения и оборудование
Очень важно своевременно и полно исследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлением речевой патологии мы понимаем логопедическое обследование, которое проводится не позднее чем через 4 года.
Осмотр артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, неба. При этом логопед отмечает, есть ли какие-то дефекты в их строении, соответствует ли оно норме.
При осмотре можно обнаружить следующие аномалии в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата: губы – толстые, мясистые, короткие, сидячие; зубы – редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют верхние и нижние резцы; прикус – открытый передний, открытый боковой, глубокий, неглубокий; челюсти – верхние выдвинуты вперед, нижние выдвинуты вперед; небо – узкое, высокое или, наоборот, плоское, низкое; язык – массивный, мелкий.или, наоборот, очень большой; укороченная уздечка [1, с. 45].
5. Условия проведения и оборудование
Очень важно своевременно и полно исследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлением речевой патологии мы понимаем логопедическое обследование, которое проводится не позднее чем через 4 года.
Осмотр артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, неба. При этом логопед отмечает, есть ли какие-то дефекты в их строении, соответствует ли оно норме.
При осмотре можно обнаружить следующие аномалии в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата: губы – толстые, мясистые, короткие, сидячие; зубы – редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют верхние и нижние резцы; прикус – открытый передний, открытый боковой, глубокий, неглубокий; челюсти – верхние выдвинуты вперед, нижние выдвинуты вперед; небо – узкое, высокое или, наоборот, плоское, низкое; язык – массивный, мелкий.или, наоборот, очень большой; укороченная уздечка [1, с. 45].
6. Изготовление и анализ методических пособий для обследования звукопроизношения
Для исследования воспроизведения звука необходимо иметь предметные изображения для определенных звуков. Часто этот материал оформляется в виде альбомов. На одной странице альбома обычно 6-9 изображений. Но когда их предлагают ребенку, его внимание рассеивается. Кроме того, даже если понятно, как ребенок произносит звук, все картинки надо просмотреть до конца, потому что это ему интересно. Кроме того, фотографии в альбоме нельзя использовать в качестве раздаточных материалов в будущем. Целесообразнее класть фотографии в конверты. Учитель подбирает их так, чтобы каждый из исследуемых звуков находился в начале, середине и конце слова, так как в разных положениях один и тот же звук произносится не одинаково. Изображения должны быть красочными и доступными как по содержанию, так и по исполнению [2, с. 26].