1. Использование природоведческой литературы. Методика использования природоведческой книги в разных возрастных группах
2. Использование экологических сказок в работе с детьми дошкольного возраста
3. Игровая деятельность как метод экологического образования детей. Использование игр в процессе ознакомления дошкольников с природой
4. Составить конспекты экологических сказок для ознакомления дошкольников с природой в разных возрастных группах УДО
5. Разработать комплекс игр (различных видов) для ознакомления детей дошкольного возраста с природой
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Использование природоведческой литературы. Методика использования природоведческой книги в разных возрастных группах
Природоведческая литература в экологическом воспитании дошкольников решает следующие задачи:
– помогает обогащать знания детей: сообщение новых знаний, пополнение, уточнение и конкретизация уже имеющихся знаний.
– Учит всматриваться в окружающий нас мир, поможет искать ответы на многие вопросы, будет развивать познавательный интерес к природе.
– Помогает детям познать природу в ее многообразии.
– Помогает осваивать средства восприятия мира и модели человеческого поведения в разных обстоятельствах 2, с. 14.
– Формирует эмоционально-ценностные установки по отношению к разным аспектам действительности. Глубоко воздействует на чувства детей, содержит оценку происходящего, дети переживают события, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает развивать этические представления: бережное отношение и любовь к природе.
– Учит и эстетическому восприятию природы через образный язык и иллюстрации художников.
Система работы с детьми по развитию интереса миру природы посредством природоведческой литературы включает в себя: непосредственно-образовательную деятельность; образовательную деятельность в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей.
Экологическое воспитание младших дошкольников построено на использовании героев классических русских народных сказок («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и др.), поэтому в ДОУ должны быть отдельные издания этих сказок с красочными иллюстрациями, чтобы у детей сложился устойчивый зрительный образ их персонажей. Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала. Использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также способствует припоминанию ребенком текста при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками. При повторном чтении дети с удовольствием договаривают фразы, имитируют голоса и поведение животных и т.д.
2. Использование экологических сказок в работе с детьми дошкольного возраста
Экологическая сказка – это жанр, который предполагает рассмотрение экологических тем и проблем при помощи волшебно-фантастических событий. Экологические сказки учат: познавать окружающий мир; воспитывать чувство причастности к благополучию в природе; думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение её богатства и красоты; помогают раскрыть сложные явления в природе 9, с. 24.
Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок
Методика работы с экологической сказкой та же, что и при чтении художественных произведений о природе. В процессе беседы о прочитанном необходимо предложить задуматься над отношением людей к природе, над тем к каким последствиям могут привести действия героев экологических сказок.
При знакомстве детей с тем или иным природным материалом можно в качестве иллюстраций использовать фрагменты сказок. Например, в сказках Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» и А.Н. Толстого «Золотой ключик» можно найти описание водных растений и подмечено, что дети дошкольного возраста с гораздо большим интересом и вниманием слушают не педагога, а «пришедшего в гости» сказочного героя. Они с удовольствием отвечают на вопросы сказочного героя, объясняют то, чему научились сами.
Практически для любой темы можно подобрать подходящих сказочных персонажей. Например, при изучении свойств воздуха, особенностей воздуха как среды обитания могут оказать помощь Карлсон, который живет на крыше, продавец воздушных шаров из сказки «Три толстяка», Знайка и Незнайка, летавшие на воздушном шаре, и Вини-Пух.
3. Игровая деятельность как метод экологического образования детей. Использование игр в процессе ознакомления дошкольников с природой
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В играх уточняются, закрепляются, систематизируются, классифицируются, расширяются имеющиеся у детей представления о природе (объектах, явлениях, растениях, животных). В то же время игры способствуют развитию наблюдательности, умственных процессов и логических операций (анализировать, сравнивать, обобщать и др.), активизации и обогащению словаря, т.е. познавательной сферы личности (восприятия, ощущений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения). В игре создаются условия для воспитания у дошкольников умения взаимодействовать друг с другом 5, с. 30.
Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от отношения к воспитателю, который дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с природой, поэтому, важно «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия природного содержания.
В игровой деятельности проявляются сложившееся у ребенка положительное отношение к тому содержанию, которое она в себе несет, в частности, природному. Все, что произвело на детей впечатление, преобразуется в практику игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма и др.), значит, полученные представления вызвали эмоциональный отклик, запомнились, преобразовались в отношение, которое ее спровоцировало. Таким образом, игра оказывает влияние на формирование у детей бережного, заботливого, внимательного отношения к объектам природы, умения и желания защищать природу, осознанно выполнять определенные правила взаимодействия с ней.
Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней 15.
В процессе ознакомления дошкольников с природой используются такие виды дидактических игр как предметные, словесные, настольно-печатные.
4. Составить конспекты экологических сказок для ознакомления дошкольников с природой в разных возрастных группах УДО
Занятие по ознакомлению дошкольников с природой (младший дошкольный возраст)
Тема: «Экологические сказки»
Цель: учить различать и называть диких животных, уточнять представление о том, чем они питаются, учить правилам поведения в лесу; развивать внимание, усидчивость; воспитывать гуманное отношение к объектам природы, трудолюбие, желание помогать.
Оборудование и инвентарь: макеты деревьев с ветками, елочки, корзинка с угощениями, корзинка для шишек, грибы из картона (большие и маленькие) 5-6 шт., шишки 9-10 шт., искусственные цветы 7 шт., игрушки: заяц, лиса, волк, белка, ежик, жук, бабочка (из набора насекомых); угощения: морковка, шишка, баночка с медом, рыбка, скамейка для игрушек, конфеты в фантиках (угощение для детей)
Задачи:
– воспитывать отзывчивость, доброжелательность, стремление участвовать в совместной деятельности;
– развивать речь, слуховое и зрительное внимание, артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук, эстетическое восприятие.
– учить детей различать и называть диких животных (белка, заяц, медведь, их детенышей, рассказывать об внешнем виде, питании, особенностях образа жизни; стимулировать использование детьми в активной речи слов «теплый», «мягкий», «пушистый», «дикое».
Методы и приемы:
Методы: игровые, словесные, наглядные, положительные эмоции от познавательной деятельности.
Приемы: художественное слово, вопросы детям, напоминания, объяснения, поощрения.
5. Разработать комплекс игр (различных видов) для ознакомления детей дошкольного возраста с природой
Экологические игры для младших дошкольников
1. Игра «Теремок»
Цель: Пополнять знания о повадках и характерных признаках животных. Учить выбирать роль, сопровождать ее речью и действиями, развивать сюжет игры.
Оборудование: Большая корзина, мягкие игрушки – зверюшки, модули, детская мебель (стол, стулья), самовар, салфетки, игрушечная посуда, угощение для детей.
Ход игры:
Дети вместе с воспитателем находят в группе корзину, накрытую красивым платком. По предложению воспитателя снимают платок с корзины и достают из неё мягкие игрушки.
Воспитатель: Дети, кто-то нам принёс игрушки, давайте мы поиграем в сказку. Давайте рассмотрим, что это за игрушки и поиграем в сказку «Теремок». Чтобы играть в эту сказку, нужно построить теремок. У нас есть разноцветные модули, давайте построим теремок из них. Воспитатель вместе с детьми строят теремок. Перед теремком ставятся детские стулья по количеству играющих. Любуются на свою работу. Воспитатель: Хороший теремок получился? Дети: Да!
Воспитатель: А теперь мы должны решить, кто, кем в сказке будет. Я буду мышкой – норушкой! Затем идет распределение ролей между детьми и все начинают обыгрывать сказку.
2. Игра: «Найди, что назову»
Цель: обучать дошкольников узнавать предметы по цвету, форме, величине
Оборудование: овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо видна была их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку: «Найди маленькую морковку». Или: « найди желтое яблоко и скажи, какое оно по форме». Если ребенок затрудняется, воспитатель может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Второй вариант: Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы: шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Ребенок ищет названный предмет. Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту. Например: свекла, репа, редька, апельсин, помидор, яблоко. Во все вазы заглядывать нельзя [1, с. 19].
1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.
2. Вавилова, В.О. О методике экологического образования / В.О. Вавилова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 12 – 17.
3. Дрязгунова, В. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. : Педагогика, 1991. – 160 с.
4. Зверев, И. Д. Компоненты экологического образования / И. Д. Зверев. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с.
5. Зебзеева, В. А. О комплексном использовании игр в экологическом образовании дошкольников / В. А. Зебзеева // Педагогический журнал. – 2003. – № 2. – С. 28 – 30.
6. Короткевич, О. Г. Роль сказки в формировании экологической культуры детей / О. Г. Короткевич // Экалогія. – 2008. – № 5. – С. 10 – 15.
7. Молодова, А. Игровые экологические занятия с детьми / А. Молодова. – Минск : Народная асвета, 1998. – 80 с.
8. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / С. Н. Николаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
9. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 10. – С.23 – 28.
10. Павлова, Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром [Текст] / Л. Ю. Павлова. – М. : Мозаика – Синтез 2011. – 80 с.
11. Петрыкевіч А. А. Выкарыстанне экалагічнай казкі ў падрыхтоўцы старшых дашкольнікаў да заняткаў-сустрэч з жывой прыродай / А. А. Петрыкевiч // Новые технологии воспитания и обучения дошкольников. – Могилев, 1996. – С. 142 – 144.
12. Приключения экоколобка (экологические сказки для детей дошкольного возраста) / Под ред. Н. А. Ярошевой. – Мозырь, 1999. – 97 с.
13. Рыжова, Н. А. Не просто сказки: Экологические рассказы, сказки и предания / Н. А. Рыжова. – М. : Синтез, 2002. – 190 с.
14. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях (Теория и практика) / Н. А. Рыжова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 276 c.
15. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т. А. Серебрякова. – М. : Академия, 2006. – 208 с.