1. Использование опытов и природоведческих экспериментов в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой
2. Использование речевых логических задач природоведческого содержания
3. Метод проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста
Практическое задание 1
Практическое задание 2
Список использованной литературы
1. Использование опытов и природоведческих экспериментов в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Эксперимент – исследование каких-либо явления или объекта природы путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования или же через изменение течения процесса в нужном направлении.
Природоведческие опыты и эксперименты в работе с дошкольниками используются для того, чтобы знания детей о природе более осознанными; для формирования познавательного отношения к природе; для развития наблюдательности; для формирования представлений о скрытых свойствах и качествах объектов природы; для формирования представления о причинно-следственных, пространственно-временных связях существующих в природе.
Проводятся опыты и эксперименты чаще всего с детьми старшего дошкольного возраста. В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста педагог использует лишь отдельные поисковые действия [4, с. 143].
Эксперименты можно классифицировать в соответствии с разными критериями:
– по характеру объектов, используемых в эксперименте: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; направленные на познание организма человека;
– по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;
– по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические, систематические;
– по продолжительности: кратковременные, длительные;
– по характеру мыслительных операций: констатирующие, т.е. позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление; сравнительные, т.е. позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта; обобщающие эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам;
– по характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные; поисковые; решение экспериментальных задач;
– по способу применения: демонстрационные, фронтальные;
– по характеру действии, осуществляемых в эксперименте: реальный эксперимент; модельный эксперимент; мысленный эксперимент [6, с. 86].
2. Использование речевых логических задач природоведческого содержания
Умственное воспитание детей заключается не только в том, чтобы дать им знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.
Обучение развивает ребёнка тогда, когда предоставляет возможность открывать, творить, рассуждать, спорить.
Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети имеют определённый багаж знаний.
Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приёмы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Решение речевых логических задач развивает важнейший признак мышления – способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, чётко и образно формулировать свои мысли [5].
Решению речевых логических задач может быть посвящено специальное занятие или же они могут являться частью беседы, рассказывания по картине. Содержание и дидактическая цель логической задачи намечаются в соответствии с содержанием систематически проводимых с детьми занятий, наблюдений, экскурсий, прогулок. Усложнение содержания задачи и задания, предлагаемого ребёнку, требует от него и более сложного в языковом отношении ответа: от односложных ответов (отгадка, определение) дети должны переходить к подробным, развёрнутым ответам (описание, рассказ) с применением всех частей речи и различных видов простых и сложных предложений. Решение речевых логических задач благотворно влияет на развитие у детей логического мышления, что находит отражение в совершенствовании их речи: она становится более последовательной, логичной, в определённой мере достоверной, доказательной.
Для поддержания у детей устойчивого интереса к решению логических задач нужно, чтобы они преподносились в эмоциональной, занимательной форме. Например, дети с удовольствием ведут «пере¬писку» с лесником. Письма от имени лесника составляет воспитатель. В них он включает загадки, речевые логические задачи, рассказы о жизни леса в разные времена года [42].
3. Метод проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста
Экологическое образование детей дошкольного возраста – чрезвычайно актуальная проблема нашего времени. Экологическое воспитание значимо с позиций личностно ориентированного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательном учреждении, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребенка дошкольного возраста.
Современное образование требует от педагогов учреждения дошкольного образования применения в образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе. Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Данный метод позволяет педагогу включать ребенка в разнообразные виды продуктивной деятельности для овладения новыми знаниями о природе: в поисковую и исследовательскую деятельность, в творческую и продуктивную. Помогает комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе [3, с. 122].
В дошкольном возрасте еще трудно выделить компоненты экологического сознания. Однако важно создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Еще одно условие воспитания экологической культуры – необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.
Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры.
Практическое задание 1.
Конспекты экологических опытов и природоведческих экспериментов для ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Конспект экологических опытов для детей старшего дошкольного возраста с водой на тему «Что мы знаем о воде?»
Цель:
- закрепить знания детей о назначении воды в нашей жизни;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
Задачи:
- уточнить и расширить знание детей о воде;
- продолжать знакомить со свойствами воды;
- обобщить знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о круговороте воды в природе, о её значении в жизни растений, животных и человека;
- активизировать и обогатить словарь детей;
- развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь воспитанников, способность к преобразованию, умение делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к воде;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, стремление к новым открытиям.
Оборудование: глобус, лоток с лабораторной посудой, чайник с горячей водой, кусочки льда.
Практическое задание 2.
Экологический проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой
Актуальность проекта: ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цель проекта: формирование умений наблюдать характерные явления осенней погоды, умение понимать и устанавливать связь между ними; развитие творческих способностей детей в разных видах деятельности.
Тип проекта: краткосрочный, творческо-познавательный
Форма проведения: групповая, дети-родители-воспитатели
Задачи проекта:
- формировать основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- формировать обобщенные представления о признаках природных объектов, устанавливать простейшие связи между ними;
- привлечь внимание к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
1. Дрязгунова, В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. / В.А. Дрязгунова. – М., 1981. – 231 с.
2. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений / А.И. Иванова. – М., 2005. – С. 37-47.
3. Комарова, И.А. Дидактические игры экологического содержания для детей дошкольного возраста. / И.А. Комарова, Н.А. Ярошева // Игра дошкольника. – Могилев, 2007. – 187 с.
4. Лира, Т.А. Речевое развитие дошкольников с использованием моделей. – 2-е изд., испр. и доп. / Т.А. Лира, Е.И. Мельник. – Мозырь: Содействие, 2007. – 276 с.
5. Министерство образования Республики Беларусь. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НМУ «Национальный институт образования», 2016.
6. Никашина, Г.А. Весь мир в игре: Игровая модель познавательного развития ребенка, ч.2 / Г.А. Никашина. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. – 169 с.
7. Пономарева, Л.С. Экспериментальная работа в детском саду / Л.С. Пономарева. – Мозырь: Содействие, 2007. – 243 с.
8. Стреха, Е.А. В мире природы: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / Е. А. Стреха. – Минск : Пачатковая школа, 2013. – 16 с.