1. Опишите физические качества, раскройте особенности их развития у детей, назовите методы и приемы их формирования. Назовите физические упражнения и игры на развитие физических качеств
2. Раскройте ведущие компоненты здорового образа жизни ребенка в учреждении дошкольного образования и семье: эколого-гигиенические условия, психологический комфорт, рациональный распорядок дня, оптимальный двигательный режим, закаливание
3. Продемонстрируйте фрагмент физкультурного занятия во второй младшей группе
Список литературы
1. Опишите физические качества, раскройте особенности их развития у детей, назовите методы и приемы их формирования. Назовите физические упражнения и игры на развитие физических качеств
На сегодняшний день развитие физических качеств одна из важных задач физического воспитания дошкольника, так как уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные виды движений и физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение двигательным навыкам затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Физические качества проявляются через определенные двигательные навыки, а двигательные навыки формируются при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно-рефлекторного механизма этих двух процессов. К физическим качествам относятся: сила, быстрота, выносливость, ловкость, меткость, гибкость. Развитие физических качеств есть долговременный, но естественный процесс их качественного изменения посредством физических упражнений [5, с. 43].
Среди физических качеств особое место занимает быстрота. Быстроту можно определить, как способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Быстрота выполняемых движений не связаны только с перемещением отдельных частей тела (рук и ног). Выделяют следующие основные формы проявления быстроты:
- быстрая реакция на сигнал к действиям или их смене;
- скорость одиночного движения;
- способность увеличивать в короткое время темп движений по сигналу или в игровой обстановке;
- частота циклических движений (бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде).
2. Раскройте ведущие компоненты здорового образа жизни ребенка в учреждении дошкольного образования и семье: эколого-гигиенические условия, психологический комфорт, рациональный распорядок дня, оптимальный двигательный режим, закаливание
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:
– рациональный режим;
– правильное питание;
– рациональная двигательная активность;
– закаливание организма;
– сохранение стабильного психоэмоционального состояния [4, с. 168].
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
– полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании);
– тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;
– привлечение детей к посильному участию в режимных процессах;
– формирование культурно-гигиенических навыков;
– эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
– учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
3. Продемонстрируйте фрагмент физкультурного занятия во второй младшей группе
Пособия. Мячи по количеству детей в одной подгруппе, два шнура.
1 часть. Ходьба и бег в колонне небольшими подгруппами. Дети входят в зал стайкой и садятся на стулья, стоящие по двум сторонам зала. Упражнение проводится с подгруппами в форме игры «Пойдем гулять». Воспитатель подходит к одной подгруппе детей и предлагает одному из них встать за ним. Ребенок встает, за ним становится следующий и т. д. Когда все построены в колонну по одному, детям предлагают пойти гулять. Воспитатель сам ведет колонну (пройдя некоторое расстояние, поворачивается к ним лицом). После ходьбы дети бегут друг за другом в колонне и возвращаются на свои места. Упражнение повторяется с другой подгруппой.
2 часть. Общеразвивающие упражнения (без предметов).
1. И. п.: ноги на ширине ступни, руки опущены вдоль туловища. Вынести руки вперед, хлопнуть перед собой, вернуться в исходное положение (5 раз).
2. И. п.: то же, руки на поясе. Присесть, коснуться ладонями пола, встать, вернуться в исходное положение (5 раз).
3. И. п.: сидя ноги врозь, руки за спиной. Наклониться, коснуться пальцами рук носков ног, выпрямиться, убрать руки за спину, вернуться в исходное положение (4 раза).
4. И. п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой (2 раза).
1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И.Е. Аверина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.
2. Борисова М.М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: учеб. – метод. пособие / М.М. Борисова. – Москва: Обруч, 2014. – 256 с.
3. Вареник Е.Н. Физкультурное-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
4. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 272 с.
5. Ильина С.К. Здоровье детей в ДОУ: правовой аспект // Управление ДОУ. – 2004. – №1. – С. 42-46.
6. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика - Синтез, 2004. – 256 с.