Задание 2. Содержание образования детей с нарушением слуха, зрения. Реализация общедидактических принципов и коррекционная направленность обучения детей с нарушением слуха, зрения. Специфика применения методов обучения
Задание 3. Определить степень интеллектуальной недостаточности
Список использованных источников
Задание 2. Содержание образования детей с нарушением слуха, зрения. Реализация общедидактических принципов и коррекционная направленность обучения детей с нарушением слуха, зрения. Специфика применения методов обучения
Содержание образования детей с нарушением слуха, зрения.
Содержание образовательного процесса детей с нарушением слуха, зрения определяется специальными учебными планами и программами, которые разрабатываются на основе образовательных стандартов общего среднего и специального образования.
На I ступени общего среднего образования осуществляется комплексное психолого-педагогическое изучение учащихся, выявляются их возможности с целью организации индивидуализированного обучения с учетом особенностей ребенка, формируются знания и представления об окружающем мире, природе, человеке, обществе, необходимые умения учебной деятельности.
Общее базовое образование обеспечивает формирование у учащихся адекватной самооценки, социальных установок и ценностных ориентаций, включение в деятельность и общение, связанные с социально положительными интересами, с целью успешной интеграции учащихся в общество и повышения их социального статуса.
Срок получения образования на уровне общего среднего образования зависит от возможности освоения его содержания учащимся, структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений учащихся с ОПФР и составляет:
общего базового образования:
для учащихся с нарушением слуха, обучающихся по учебному плану первого отделения специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха, – 9 лет; для учащихся с нарушениями зрения – от 9 до 10 лет.
Задание 3. Определить степень интеллектуальной недостаточности
Обучаются во вспомогательной школе. За 9 лет обучения в школе усваивают материал, приблизительно соответствующий программе начальной общеобразовательной школы (умение читать, писать, простой счет). Овладевают несложной профессией и впоследствии ведут самостоятельную жизнь и даже вступают в брак. Эти люди дееспособны.
Ответ:
Легкая степень интеллектуальной недостаточности.
Обоснование ответа:
Результатом освоения специальной образовательной программы для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью является совокупность личностных и предметных результатов. Предметные результаты освоения программы образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Личностные результаты включают в себя овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями [5].
В соответствии с образовательным стандартом «Специальное образование» общие требования к уровню подготовки выпускников учреждений, обеспечивающих получение образования учащимся с интеллектуальной недостаточностью, обучающимся по учебному плану и учебным программам первого отделения вспомогательной школы (школы-интерната), включают:
владение базовым объемом знаний, умений, навыков, способов деятельности согласно программным требованиям первого отделения вспомогательной школы и в соответствии с состоянием здоровья учащихся, их познавательными возможностями и потребностями;
знание основ бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, наличие опыта безопасной жизнедеятельности, здорового образа жизни;
1 Варенова, Т. В. Основы специальной педагогики : учеб.– метод. пособие / Т. В. Варенова. – Минск : БГПУ, 2018. – 352 с.
2 Дичкова, Т.И. Социализация детей с нарушением слуха в современном обществе / Т.И. Дичкова // Молодой ученый. – 2016. – №26. – С. 705–708.
3 Лемех, Е.А. Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования (первая ступень) с учетом инклюзивных подходов : учеб.-метод. пособие : в 3 ч. Ч. 1 / Е. А. Лемех, С.Н. Феклистова, И.К. Русакович. – Минск : БГПУ, 2018. – 112 с.
4 Миненкова, И.Н. Развитие познавательной деятельности младших школьников с нарушениями зрения: учеб.-метод. пособие / И.Н. Миненкова. – Минск: БГПУ, 2010. – 60 с.
5 Образовательный стандарт «Специальное образование» (Основные нормативы и требования). – Минск, 2010.
6 Постановление Министерства образования РБ «Об утверждении Инструкции об организации деятельности кабинета слуховой работы специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для учащихся с нарушением слуха» [электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// аdu.by.
7 Программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» учебного плана второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха: I-V классы. – Минск: Национальный институт образования, 2017. – 90 с.
8 Программа коррекционных занятий «Социально-бытовая ориентировка» для I–V классов учебного плана второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://adu.by/
9 Программа коррекционных занятий «Социальное ориентирование» для VI–XII классов учебного плана второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://adu.by/
10 Программы коррекционных занятий для специальных общеобразовательных школ для детей с нарушениями зрения. Пространственное ориентирование и мобильность. 1–9 классы. Социально-бытовая ориентировка. 1–4 классы. Развитие зрительного восприятия. 1–4 классы. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 130 с.
11 Рахманова, Е.В. Принцип ситуативно обусловленного обучения вербальной коммуникации в социализации школьников с нарушением слуха / Е.В. Рахманова // Язык и социум: Материалы IХ Междунар. науч. конф.;Ч. 1. – Минск : БГУ, 2011.
12 Семенов, С.А. Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии / С.А. Семенов // Молодой ученый. – 2014. – №13. – С. 285–287.
13 Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений ; под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2009. – 312 с.
14 Тупоногов, Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей : методическое пособие для педагогов и руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – Москва : ВЛАДОС, 2011. – 223 с.
15 Учебные программы по учебным предметам общеобразовательного компонента для обучения лиц с особенностями психофизического развития, утв. Министерством образования Республики Беларусь 15.03.2019 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=2630.
16 Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Т.И. Обухова, Л.В. Михайловская. – Мн.: БГПУ, 2011. – 216 с.