Психодиагностика
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Контрольная
на тему: «Психодиагностика»
по дисциплине: «Психодиагностика»
2021
15.00 BYN
Психодиагностика
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Психодиагностика
Вариант: 10
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест школьной зрелости.
Поделиться
1. Введение
2. Диагностический подход на основе концепции Д.Б.Эльконина; теории развития личности Л.И.Божович
3. Ориентационный тест школьной зрелости А.Керна- Я.Йерасека
4. Заключение
5. Список использованной литературы
6. Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.
Психологическая готовность к школьному обучению ¬ необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.
Мы живем в XXI веке, и сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Таким образом, успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Вместе с тем, проблема учета и корректной диагностики дошкольников относительно их психологической и, в частности, интеллектуальной готовности к школе остается не до конца решенной:
«Существующие психодиагностические методики определения интеллектуальной готовности к школе имеют серьезные различия в содержании. В связи с этим уровень интеллектуального развития, определенный с помощью одной методики, часто не совпадает с уровнем, выявленным с помощью другой методики.
1. Диагностический подход на основе концепции Д.Б.Эльконина; теории развития личности Л.И.Божович
Существует множество подходов к периодизации психического развития ребенка. Однако наиболее приемлема периодизация развития, предложенная выдающимся специалистом в области детской и педагогической психологии Д. Б. Элькониным.
Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) – советский психолог. Разработал концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущей деятельности». Переход с одного возрастного периода на другой часто сопровождаются большими противоречиями (возрастной кризис).
Данная периодизация - нечто среднее между эмпирической периодизацией, сложившейся на основе реального жизненного опыта, и периодизацией теоретической, потенциально возможной при идеальных условиях обучения и воспитания детей.
Рассмотрим концепцию Д. Б. Эльконина более подробно.
Период от рождения до окончания школы разделяется на семь этапов:
1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.
2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.
3. Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4-5 лет.
4. Старший дошкольный возраст: от 4-5 до 6-7 лет.
5. Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11 лет.
6. Подростковый возраст: от 10-11 до 14-15 лет.
7. Ранний юношеский возраст: от 14-15 до 16-17 лет.
Весь процесс развития можно разделить на три этапа:
дошкольное детство - от рождения до 6-7 лет; младший школьный возраст от 6-7 до 10-11 лет; средний и старший школьный возраст - от 10-11 до 16-17 лет.
2. Ориентационный тест школьной зрелости А.Керна- Я.Йерасека
Название методики: Ориентационный тест школьной зрелости.
Автор: Керн, Йерасек.
Основная цель применения ориентировочного теста школьной зрелости - установить степень умственной зрелости ребенка для определения возможности поступления в школу.
Литература: Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991.- 303 с.: ил.-(Психол. наука-школе).
Контингент испытуемых: старший дошкольный, младший школьный возраст.
Теоретическая основа: Я. Йерасек провел исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе, но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать. Проведенные им исследования показали, что, как правило, большинство учащихся, показавших по тесту уровень развития выше среднего и средний, хорошо адаптируются к школьным требованиям и успешно овладевают всеми разделами школьной программы в I-II классах. Те же учащиеся, которые по тесту показали уровень развития ниже среднего, в большинстве своем испытывают трудности в адаптации к школьным требованиям и овладении письмом (пользование карандашом и ручкой в начале обучения), но уже к концу II класса почти половина из них хорошо успевает по родному языку и математике. Вероятно, это дети с нормальным интеллектом, которые к моменту поступления в школу обладали слабым развитием произвольности и тонкой моторики руки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перед нами стояла цель - изучение проблемы диагностики психологической готовности детей к школьному обучению. В данной работе нами были решены следующие задачи: проанализированы теоретические источники по теме работы, особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе; изучен диагностический подход на основе концепции Д.Б.Эльконина; теория развития личности Л.И.Божович; рассмотрена методика «Ориентационный тест школьной зрелости А.Керна- Я.Йерасека», а также проведена диагностическая работа с 2 учащимися 6 лет по данной методике.
Основной метод нашей работы - анализ психолого-педагогической литературы, а также наблюдение за детьми.
Можно полностью утверждать, что основная задача семьи и школы наряду с вопросами обучения и воспитания - задача сохранения здоровья детей.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
На рост и развитие ребенка влияют внешние и внутренние факторы. Среда выступает не только как условие, но и как источник развития организма человека, благоприятствуя совершенствованию его наследственных свойств и даже исправляя их нежелательные проявления.
1. Солдатова С.В. Интеллектуальная готовность к школе: содержание, диагностика. Дисс. ... к. псих. н., 1999
2. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Божович Л. И. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
4. Галанов, А.С. Психодиагностика детей / сост. А.С. Галанов. - М., 2002. - 130 с.
5. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др. Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест школьной зрелости.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты