Методика развития речи
ГК ГрГУ (Гуманитарный колледж ГрГУ им.Я.Купалы)
Контрольная
на тему: «Методика развития речи»
по дисциплине: «Методика развития речи»
2021
15.00 BYN
Методика развития речи
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Методика развития речи
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
1 Зависимость развития речи от уровня овладения ситуативными и внеситуативными формами общения
2 Цель и задачи речевого развития детей третьего года жизни. Содержание учебной программы дошкольного образования по развитию активной речи детей
3 Анализ возрастных особенностей развития словаря, грамматического строя речи, произношения звуков детьми третьего года жизни
4 Разговор с детьми – основной путь формирования разговорной речи детей в различных видах деятельности. Четыре направления по руководству речевым общением детей в повседневной жизни
5 Практическое задание. Спроектируйте программу игровых занятий по развитию речи с детьми третьего года жизни
Список источников
1 Зависимость развития речи от уровня овладения ситуативными и внеситуативными формами общения
Формой общения ребенка со взрослым является внеситуативное общение, общение содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации. Внеситуативное общение становиться возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Такое общение предъявляет новые требования к поведению взрослого, ему нужно разговаривать, рассказывать дошкольнику о том, чего тот не видел и не знает, расширять его представление о мире. Существует две формы внеситуативного общения – познавательная и – личностная.
Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все более сложные вопросы, решить которые он самомтоятельно не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем – общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве - как эрудит, способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает – теоретический характер, поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера [4, с. 121].
2 Цель и задачи речевого развития детей третьего года жизни. Содержание учебной программы дошкольного образования по развитию активной речи детей
Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи многообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками. Для формирования речи важное значение имеет развитие ориентировки в окружающем. Следует развивать у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления. В результате будут развиваться смысловая сторона речи, артикуляция, функции общения и обобщения. Самое главное заключается в том, чтобы ребенок не только усвоил слова, но и научился их употреблять по собственному усмотрению. На третьем году жизни детей происходят самые заметные изменения за счет дальнейшего формирования речи. Словарь малыша в этом возрасте увеличивается в 3-4 раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Дети третьего года жизни начинают употреблять все части речи, почти исчезают облегченные формы слов, а также неправильно произносимые слова. Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения. В данном возрасте хотя и отмечаются большие достижения в развитии речи, но дети ещё не владеют достаточно хорошо грамматическим строем языка, поэтому их речь остается несколько своеобразной. Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Многие звуки произносятся смягченно. Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно, в другом неправильно: «повезет» (ползёт). Не все дети выговаривают в этом возрасте звуки «р» и «л». Деятельность ребенка на третьем году становится сложной и разнообразной. Все виды деятельности важны для развития речи [5., c. 47].
3 Анализ возрастных особенностей развития словаря, грамматического строя речи, произношения звуков детьми третьего года жизни
На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. («Что это?», «Как?», Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.
Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребёнка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.
Частое обращение к взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространённые предложения [1, c. 74].
Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. С её развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребёнком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи [3, с. 133].
4 Разговор с детьми – основной путь формирования разговорной речи детей в различных видах деятельности. Четыре направления по руководству речевым общением детей в повседневной жизни
Наиболее простой формой устной речи является разговорная речь, используемая в повседневной жизни. В зависимости от условий и ситуации общения разговорная речь может принимать разный характер и разные отношения связности реплик: состоять из вопросов и ответов на них, утверждений и возражений, предложений, коротких сообщений, дополнений, объяснений, доказательств и т.д.
Разговорная речь поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.
В психологии раскрывается разница между обычным (неподготовленным) диалогом и беседой. Беседа — своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы — обсудить, выяснить какой-то вопрос. Для ведения беседы нужна предварительная подготовка участвующих лиц, в ней больше развернутых сообщений.
Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.
5 Практическое задание. Спроектируйте программу игровых занятий по развитию речи с детьми третьего года жизни
Пояснительная записка
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости – артикуляционную гимнастику.
Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чирки-на и др.).
Цель и задачи программы
Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Задачи:
- формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.
- укреплять мышцы артикуляционного аппарата
- подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алекчеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Голубева, Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Л.Г. Голубева. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
3. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие / Л.Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 167 с.
4. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Гуманитарный центр «ВЛАДОС», 2003. –172 с.
5. Рузская, А.Г. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста / А.Г. Рузская, С.Ю. Мещерякова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 64 с.
6. Рылеева, Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя» / Е.В. Рялеева. – М.: «ГНОМ-ПРЕСС, 2009. – 48 с.
7. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолаева. – М.: МГППУ, 2002. – 128 с.
8. Теплюк, С.Н. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк. – М.: МозаикаСинтез,2007. – 112 с.
9. Хараш, А.У. Цель и объект речевой активности. / Планы и модели будущего в речи (материалы к обсуждению) / А.У. Хараш. – Минск.:АзБуки, 2010. – 146 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты