Психология
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Психология»
по дисциплине: «Психология»
2021
15.00 BYN
Психология
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
1. Общая характеристика мышления. Характеристика мыслительных операций
2. Основные формы и виды мышления, их характеристика
3. Особенности развития мышления у детей
Практическое задание
Список использованной литературы
1. Общая характеристика мышления. Характеристика мыслительных операций
Вершиной развития рационального познания является мышление, которое выступает в трех основных формах — понятии, суждении, умозаключении. В процессе мышления раскрывается то, что непосредственно не дано в ощущениях и восприятии. Мышление отражает мир в его существенных связях и отношениях[6].
Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы[6].
В отличие от восприятия и ощущения, которые получают знание о мире с помощью чувств, мышление является рациональной формой познания реальности. Источником мыслительной деятельности является чувственное познание, но в процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания. С помощью мышления человек познает такие явления внешнего мира, которые непосредственно вовсе не даны в восприятии: их нельзя видеть — о них можно только мыслить.
Мыслительная деятельность людей совершается при по¬мощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления - опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами.
2. Основные формы и виды мышления, их характеристика
Мыслительные операции или теоретические методы исследования – это один из инструментов мыслительной деятельности, направленной на решение задач. Основной функцией этих операций является осознание сущности процессов, явлений или предметов. Проще говоря, все то, что мы подразумеваем под словом «думать».
Теоретических методов исследования много. Основными являются[5]:
- Анализ. Разложение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств, качеств предметов/явлений.
- Синтез. Объединение частей в целое на основе смысловых связей предметов/явлений между собой.
- Сравнение. Сопоставление предметов/явлений друг с другом, нахождение сходств и различий между ними.
- Обобщение. Объединение различных предметов/явлений в одну группу на основе общих признаков (на основе схожести).
- Конкретизация. Наполнение какой-то обобщенной схемы частным смыслом (признаками, свойствами).
- Аналогия. Перенос знаний об одном предмете/явлении на другой (менее изученный или недоступный для изучения).
Рассмотрим виды понятий по содержанию[5]
- Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее. Например, «держа¬ва», «реформа», «международный договор», «норма права», «юрист» и другие.
3. Особенности развития мышления у детей
Мышление - это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности[6].
Человеческое мышление невозможно без речи. Примитивное мышление животных касается только предметов, которые в данный момент их окружают, характеризуется как ситуативное. Слово помогает абстрагироваться от сложившейся ситуации, изобразить ее с помощью языковых средств. Этим мышления человека становится ситуативно независимым. Мнение формулируется и формируется в речи. Человеческое мышление имеет социальную природу. Человек не рождается с готовой способностью к мышлению, а овладевает способами и средствами мышления, знаниями, языком в том виде, в котором они существуют на современном ей этапе истории.
Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение и др[6].
Как отмечает Г. А. Люблинская, мышления у ребенка начинает развиваться со второго года жизни, однако психическое развитие ребенка до года закладывает необходимые предпосылки для дальнейшего развития мышления[5].
Основой для развития мышления в раннем возрасте становится и система достижений, которая формируется на первом году жизни ребенка, прежде всего в сфере сенсорно-перцептивных, коммуникативных, моторных процессов.
Практическое задание
1. Кто, что любит?
Взрослый подбирает картинки с нарисованными животными и пищей, которой они питаются. Затем он раскладывает картинки перед ребенком, отдельно с изображением пищи, отдельно с животными, и предлагает малышу «накормить» животных.
2. Назови одним словом.
Ребенку говорят слова, объединенные общим признаком, а затем просят назвать эти слова одним словом.Например: слива, банан, яблоко, лимон – фрукты; волк, медведь, заяц, лиса – дикие животные. Когда ребенок освоит эту игру,ее можно будет немного видоизменить: взрослый говорит обобщающее слово, а малыш должен назвать предметы, которые к нему относятся.Например: птицы – воробьи, голуби, синицы.
3. Классификация. («Логический поезд»)
Взрослый дает ребенку набор картинок, на которых изображены различные предметы. Затем просит малыша внимательно их рассмотреть и разложить на группы (собрать поезд) по какому-либо признаку.
1. Баранов, П. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности / П.В. Баранов, Б.В. Сазонов. - М.: МНИИПУ, 2012. - 288 c.
2. Белошистая, А. В. Задания для развития логического мышления / А.В. Белошистая, В.В. Левитес. - М.: Дрофа, 2014. - 371 c.
3. Бортникова, Елена Готовимся к школе. Тетрадь 4. Развитие внимания и логического мышления. Для детей 4-6 лет / Елена Бортникова. - М.: КнигоМир, 2011. - 308 c.
4. Веселый домик. Развитие мышления и речи. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 584 c.
5. Готт, В. С. Диалектика развития понятийной формы мышления / В.С. Готт, Ф.М. Землянский. - М.: Высшая школа, 2013. - 320 c.
6. Надлер, Джеральд Мышление полного спектра / Джеральд Надлер , Шозо Хибино , Джон Фаррелл. - Мн.: Попурри, 2014. - 464 c.
7. Соколов, А.Н. Внутренняя речь и мышление / А.Н. Соколов. - Л.: Просвещение, 2012. - 248 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты