Особенности развития речи детей третьего года жизни
ГК ГрГУ (Гуманитарный колледж ГрГУ им.Я.Купалы)
Контрольная
на тему: «Особенности развития речи детей третьего года жизни»
по дисциплине: «Методика развития речи»
2021
15.00 BYN
Особенности развития речи детей третьего года жизни
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Методика развития речи
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
1. Зависимость развития речи от уровня овладения ситуативными и внеситуативными формами общения
2. Цель и задачи речевого развития детей третьего года жизни
3. Анализ возрастных особенностей развития словаря, грамматического строя речи, произношения звуков детьми третьего года жизни
4. Разговор с детьми – основной путь формировании разговорной речи детей в различных видах деятельности
5. Практическое задание
Список использованных источников
1. Зависимость развития речи от уровня овладения ситуативными и внеситуативными формами общения
Формой общения ребенка со взрослым является внеситуативное общение, общение содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации. Внеситуативное общение становиться возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Такое общение предъявляет новые требования к поведению взрослого, ему нужно разговаривать, рассказывать дошкольнику о том, чего тот не видел и не знает, расширять его представление о мире. Существует две формы внеситуативного общения – познавательная и – личностная.
Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все более сложные вопросы, решить которые он самомтоятельно не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем – общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве - как эрудит, способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает – теоретический характер, поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера [4, с. 121].
2. Цель и задачи речевого развития детей третьего года жизни
Развитие речи в период с двух до трех лет идёт стремительными темпами. Правда, одни дети только-только начинают произносить отдельные слова, а другие – уже вовсю говорят целыми предложениями. Во многом это зависит от темперамента ребенка, его индивидуальных особенностей, социальной среды и жизненного опыта.
В этом возрасте самый большой интерес у детей вызывают всевозможные предметы: игрушки, предметы домашнего обихода – и действия с ними. Этот интерес служит стимулом для малыша к запоминанию и употреблению в речи большого количества новых слов.
Кроме существительных и глаголов в речи малыша появляются и другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги (в, на, под), местоимения (я, ты, его, её).
Он начинает комбинировать и связывать слова, составляя из них словосочетания и простые предложения, которые постепенно удлиняются. При этом он овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (согласует слова по роду, числу и падежу).
В разговоре малыш все реже и реже использует звукоподражательные слова и одиночные слова. Появляется много вопросительных предложений, начинающихся со слов «Где?», «Почему?», «Когда?» и «Как?». К трем годам большинство детей достаточно хорошо овладевает речью, трехлетний малыш уже может объяснить, что ему нужно и рассказать о простых событиях.
Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, внимание, восприятие и воображение ребенка. Появляется способность к сравнению и обобщению предметов, установлению между ними простейших связей. Рассматривая игрушки или картинки ребенок безошибочно называет знакомые объекты [6, с. 32].
3. Анализ возрастных особенностей развития словаря, грамматического строя речи, произношения звуков детьми третьего года жизни
На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. («Что это?», «Как?», Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.
Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребёнка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.
Частое обращение к взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространённые предложения.
Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. С её развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребёнком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи [3, с. 133].
4. Разговор с детьми – основной путь формировании разговорной речи детей в различных видах деятельности
Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.
В психологии раскрывается разница между обычным (неподготовленным) диалогом и беседой. Беседа – своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы – обсудить, выяснить какой-то вопрос. Для ведения беседы нужна предварительная подготовка участвующих лиц, в ней больше развернутых сообщений.
Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря [8, с. 87].
5. Практическое задание
Программа игровых занятий по развитию речи детей третьего года жизни.
Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.
Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий, интрига игры. Наибольший отклик у детей раннего возраста находят упражнения-пантомимы («Покажите, как лягушки улыбаются»), упражнения в комбинации с движениями («Фонетическая ритмика»), упражнения с опорой на картинный материал.
Фонетическая ритмика:
Упражнение «Лягушки улыбаются»
Квака любит улыбаться, Тянуть губы прямо к ушкам
Рот у Кваки до ушей, Очень нравится лягушкам
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алекчеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Голубева, Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Л.Г. Голубева. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
3. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие / Л.Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 167 с.
4. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Гуманитарный центр «ВЛАДОС», 2003. –172 с.
5. Рузская, А.Г. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста / А.Г. Рузская, С.Ю. Мещерякова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 64 с.
6. Рылеева, Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя» / Е.В. Рялеева. – М.: «ГНОМ-ПРЕСС, 2009. – 48 с.
7. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолаева. – М.: МГППУ, 2002. – 128 с.
8. Теплюк, С.Н. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк. – М.: МозаикаСинтез,2007. – 112 с.
9. Хараш, А.У. Цель и объект речевой активности. / Планы и модели будущего в речи (материалы к обсуждению) / А.У. Хараш. – Минск.:АзБуки, 2010. – 146 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты