Актуальность исследования. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Одним из эффективных методов знакомства детей с природою является игровая деятельность, как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста и эффектное средство трансляции и отражении экологических знаний.
Объект: экологическое воспитание дошкольников.
Предмет: предметные игры с природным материалом как средство экологического образования детей дошкольного возраста
Цель реферата: описать роль предметных игр с природным материалом в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
1. Описать значение предметных игр природоведческого содержания в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
2. Выделить виды предметных игр природоведческого содержания.
3. Обобщить руководство предметными играми природоведческого содержания.
1. Значение предметных игр природоведческого содержания в экологическом образовании детей дошкольного возраста
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризирующийся ассимиляцией ребенком окружающей действительности. Действуя в условиях свободного выбора, ребенок мобилизует свой энергетический потенциал, реализует потребности в активной поисковой и преобразующей творческой деятельности. В процессе игры у ребенка формируются основы гуманного отношения к окружающему миру, поскольку межличностные отношения в игре строятся на началах равноправия и сотрудничества независимо от игровой ситуации [7, c. 125].
Игры с природным материалом имеют неограниченный диапазон влияния на развитие личности ребенка. Они обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы, сенсорные способности. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Развивается мышление, логические операции, умение обобщать, делать выводы. Развивается наблюдательность и интерес к естественным факторам.
Во время игры дети приобретают знания путем самостоятельного поиска, исследовательской деятельности.
Благодаря природным факторам значительно богаче становится содержание сюжетно-ролевых игр. У детей развиваются умения взаимодействовать с другими, доводить начатое дело до конца.
Формируются лучшие нравственные качества, такие как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, уверенность в собственных силах.
2. Виды предметных игр природоведческого содержания
Согласно классификации С.Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы [3, c. 47]:
1) игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), - самостоятельные игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерские, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые);
2) игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, - организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);
3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, - народные игры.
Организация игр с правилами предполагает участие в них взрослого - особенно важна его роль на первых этапах, когда вводится новая игра и дети должны понять ее содержание и правила, а затем усвоить их, чтобы легко применять на практике. В игре взрослый выполняет две роли: равноправного с детьми участника и организатора. Взрослый является носителем игровых умений, поэтому беспрекословное и постоянное выполнение им правил - это главное условие организации и проведения таких игр.
В экологическом воспитании игры с правилами дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под категорию.
3. Руководство предметными играми природоведческого содержания
Методика организации игровой деятельности с природным материалом должна основываться на общепедагогических принципах, а именно: систематичности, последовательности, доступности.
Также в начале игровой деятельности воспитателю необходимо выяснить отношение дошкольника к природному материалу, что ребенок о нем знает, умеет ли с ним взаимодействовать и т.д. Воспитателю необходимо замотивировать ребенка, вызвать у него интерес к играм с природным материалом.
В процессе игры с природным материалом воспитатель может ненавязчиво рассказывать дошкольнику о свойствах и качествах природного материала, особенно при играх экспериментального характера.
Ребенок, играя с природным материалом или даже просто манипулируя под руководством воспитателя на полисенсорной основе знакомиться с признаками, качествами и свойствами, которые невозможно объяснить с помощью слов и иллюстраций.
Освоение ребенком игр с природным материалом условно проходит три этапа:
1 этап - игры, которые позволяют ребенку узнать свойства природных объектов;
2 этап - игры, которые позволяют ребенку узнать возможности изменения состояний природных объектов;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическое воспитание является одним из составляющих компонентов базовой культуры личности. Формировке экологической культуры личности начинается уже в дошкольном учреждении. Современная дошкольная дидактика находится в постоянном поиске эффективных средств ознакомления ребенка с окружающей действительностью и природой, в частности.
Непонимание ребенком взаимосвязей между живым и неживым в природе, неумение объяснить свои наблюдения, сделать правильные выводы, ведет к нарушениям экологических норм и законов. Постоянное наблюдение за явлениями неживой природы невозможно без организации моделирующей деятельности.
Игровая деятельность является не только доступной, но и очень интересным видом деятельности для детей дошкольного возраста.
В ходе предметных игр с природным материалом ребенок фиксирует основные характеристики природных явлений или объектов и обогащает свои представления об окружающем мире, развивает ключевые психические процессы и формирует ответственное и бережное отношение к живой природе.
В рамках контрольной работы было описано значение предметных игр природоведческого содержания в экологическом образовании детей дошкольного возраста, выделены виды предметных игр природоведческого содержания, описано руководство предметными играми природоведческого содержания.