Артикуляционная гимнастика. Приемы постановки звуков. Автоматизация
ГК ГрГУ (Гуманитарный колледж ГрГУ им.Я.Купалы)
Контрольная
на тему: «Артикуляционная гимнастика. Приемы постановки звуков. Автоматизация»
по дисциплине: «Основы логопедии»
2021
15.00 BYN
Артикуляционная гимнастика. Приемы постановки звуков. Автоматизация
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Основы логопедии
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 9.
Поделиться
1. Работа учителя-дефектолога и воспитателя по формированию артикуляционной моторики. Характеристика и подбор упражнений для артикуляционной гимнастики.
2. Постановка звука. Звукоподражательные игры.
3. Рекомендации по автоматизации звуков. Приемы контроля за звукопроизношением детей.
Практическое задание
Список использованных источников
1. Работа учителя-дефектолога и воспитателя по формированию артикуляционной моторики. Характеристика и подбор упражнений для артикуляционной гимнастики.
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точно скоординированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы. Поэтому первостепенное значение имеет устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата и подготовка его к постановке звуков. Важную роль при этом играет артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика включает задания на тренировку подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ и языка, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика вначале выполняется учителем-дефектологом с каждым ребенком индивидуально, затем коллективно со всей группой или воспитателем с небольшой подгруппой.
В группе для детей с нарушениями речи артикуляционная гимнастика должна выполняться под руководством воспитателя ежедневно 1–2 раза в день. Проводить ее желательно утром (перед завтраком) и после сна (до полдника). Длится артикуляционная гимнастика от 5 до 7 минут. Комплекс упражнений подбирает учитель-дефектолог. Вначале это будут 2–3 простых упражнения, которые затем постепенно усложнятся до 10–15. Воспитатели группы должны уметь показать детям каждое упражнение. Для проведения артикуляционной гимнастики в группе для каждого ребенка должно быть индивидуальное зеркало размером 9 х 12 см.
При подборе упражнений артикуляционной гимнастики следует учитывать возраст дошкольника. На первом году обучения целью гимнастики является формирование элементарных произвольных движений, умений контролировать органы артикуляции, развитие пластичности и точности движений. При формировании правильного произношения у младших дошкольников следует учитывать, что этим детям трудно усвоить весь комплекс упражнений, рассчитанный на детей 5–6 лет. Поэтому сначала отрабатываются самые простые упражнения. При постепенном улучшении качества их выполнения ребёнком переходят к более сложным.
2. Постановка звука. Звукоподражательные игры.
Постановка звука в большинстве случаев является более сложным, искусственным процессом, чем самостоятельное появление звука у ребенка. С физиологической точки зрения постановка звука – создание нового условного рефлекса.
У дошкольника звук часто может быть вызван при помощи включения его в какую-нибудь игровую ситуацию, а иногда достаточно бывает привлечь внимание ребенка к его звучанию, усилив и выделив его. При постановке звуков учителя-дефектологи обычно используют упражнения артикуляционной гимнастики.
В общем случае постановка звука производится последовательными приемами:
1) Нужный артикуляционный уклад расчленяется на более элементарные артикуляционные движения, которые тренируются у косноязычного путем подготовительной артикуляционной гимнастики. После многократного повторения вырабатывается кинестетическое ощущение упражняемого движения, оно автоматизируется, и тогда ребенок может производить его быстро и правильно.
2) Простые отработанные движения вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается правильный артикуляционный уклад нужного звука.
3) При воспроизведении правильного уклада включается голосовыдыхательная струя, и ребенок неожиданно для себя воспроизводит нужный звук. Слуховое внимание привлекается только после некоторого закрепления правильного произношения. Затем предъявляется и прямое требование произнести нужный звук. После безошибочного многократного воспроизведения звука постановка его может считаться законченной.
В тех случаях, когда одни звуки заменяются другими, сходными с ними, близкими по артикуляции (например, [к] на [т], [л] на [в] и т. д.), правильный уклад оказывается частично уже сформированным в дефектном произношении звука. Можно и должно использовать готовые механизмы. В этих случаях уже на этапе постановки включается частично работа по дифференциации (разделению) двух сходных звуков.
Также используются специфические приёмы постановки звуков (например, приём беззвучной артикуляции), механическая помощь в виде зажима крыльев носа (при недостаточном нёбно-глоточном смыкании для уменьшения утечки воздуха «поплёвыванию» учат при зажатых пальцами крыльях носа, затем упражнение выполняется с открытыми крыльями носа).
3. Рекомендации по автоматизации звуков. Приемы контроля за звукопроизношением детей.
Как только учитель-дефектолог вызвал у ребенка нужный звук, начинается этап автоматизации. Затормаживание старых, неправильных, динамических стереотипов и выработку новых следует проводить постепенно и с большой осторожностью. Этому способствует систематическое использование доступного речевого материала: переход от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний (прямой слог – закрытый слог – звукосочетания типа апа, ама, омо, уму в соответствии с автоматизируемым звуком), слоги со стечением согласных (спа, ста, ска), затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развернутой речи. Необходимость тренировки звука в различных сочетаниях объясняется тем, что артикуляция звука несколько видоизменяется в зависимости от влияния предыдущего и последующего звука и от структуры и длины слова.
Обычно свистящие [с], [с’], [з], [з’] и шипящие [ш], [ж] звуки автоматизируются вначале в прямых слогах, потом в обратных (са – прямой слог, ас – обратный), а затем в слогах со стечением согласных (ста, сна).
Звуки [ц], [ч], [щ] – наоборот: сначала в обратных, а затем в прямых слогах. Звук [л] можно начинать автоматизировать как с прямого слога, так и с обратного. Здесь нужно руководствоваться индивидуальными особенностями ребенка. Звук [р] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
При автоматизации звука в слогах ребенку очень полезно упражняться в повторении нужных прямых слогов с соблюдением определенного ритма: та-та, та-та...; или та-та, та-та; та-та-та, та-та-та...; та-та-та, та-та-та...; или та-та-та, та-та-та. Такие упражнения очень облегчают введение звука в слово и во фразу, где упражняемые слоги оказываются под ударением в разных частях слова.
Практическое задание: Подобрать упражнения или комплекс упражнений, игровые приемы для закрепления правильного произношения звуков.
Приемы для закрепления звука в словах:
1) Повторение за учителем-дефектологом только тех слов, которые начинаются на изучаемый звук.
Например, слова на звук [а]: Оля, Аля, Ася, Ося, Инна, Анна, арка, урна, остров, астра, асы, осы, утка, атака, аптека, оптика.
2) Игра «Поймай рыбку». Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
3) Игра «Назови ласково». Воспитатель говорит:
«Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
Ч (Ш) – наш самый нежный звук
Не откажемся мы от его услуг».
Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с уменьшительно ласкательным суффиксом (Юля-Юлечка, Соня-Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух-петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т.д.).
4) Игра «Магазин». На картинке изображен магазин, в котором морж продает предметы, в названиях которых есть звук [р] (ватрушки, груши, виноград, гранаты и т. д.) в магазин пришел страус и сделал покупки. На второй картинке изображен магазин после покупок страуса. Задача ребенка назвать те предметы, которые купил страус.
1. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод, пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
2. Егорова, Н. В. Использование звукоподражательных игр в ходе обучения детей с моторной алалией с общим недоразвитием речи I уровня / Н. В. Егорова // Теоретические и методологические проблемы современного образования : Материалы XXXV Международной научно-практической конференции, Москва, 20 декабря 2017 года. – Москва: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2017. – С. 14–18.
3. Лазаренко, О. И. Артикуляционно - пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / О. И. Лазаренко. – М. : АЙРИС-ПРЕСС, 2011. – 32 с.
4. Лопухина, И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей / И. С. Лопухина. – М. : Аквариум, 1995. – 384 с.
5. Нищева, Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 112 с.
6. Правдина, О. В. Логопедия : Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О. В. Правдина. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1973. – 272 с.
7. Речевые игры для коррекции звукопроизношения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ds12-tmr.edu.yar.ru/konsultatsii_i_zanyatiya/konsultatsii_dlya_roditeley/rechevie_igri_dlya_korrektsii_zvukoproiznosheniya.pdf.
8. Сизоненко, Н. Ф. Организация воспитательной и коррекционной работы в группах для детей с нарушениями речи: Пособие для воспитателей и учителей-дефектологов дошк. учреждений / Н. Ф. Сизоненко. – Мозырь : Белый ветер, 2004. – 83 с.
9. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ / М. Ф. Фомичева. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с.
10. Шеховцова, Н. И. Автоматизация звукопроизношения. Обзор методик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-avtomatizaciya-zvukoproiznosheniya-obzor-metodik-2025958.html.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 9.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты