Общее понятие о темпераменте как индивидуально-типологической особенности личности
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Общее понятие о темпераменте как индивидуально-типологической особенности личности»
по дисциплине: «Психология»
2021
15.00 BYN
Общее понятие о темпераменте как индивидуально-типологической особенности личности
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 13.
Поделиться
Введение
1. Краткая история развития учения о природе темперамента. Физиологическая основа темперамента
2. Свойства темперамента
3. Психологическая характеристика личности разного типа темперамента
4. Практическое задание
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время нет необходимости доказывать кому-нибудь, что вопросы, которые связаны с исследованием проблемы конфликтов, имеют право на существование. Все, кто вовлечен в обеспечение взаимодействия людей в своей практической деятельности, проявляют большой интерес к проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, ведения переговоров и поиска согласия. К сожалению, этот возрастающий интерес в немалой степени имеет связь с нарастанием напряженности в разнообразных сферах социального взаимодействия и острой необходимостью оказания практической помощи в процессе разрешении конфликтов как во время обучения, трудовой деятельности и среди личностей любого возраста.
Противоречия, конфликты, кризисы, которые переживаются современной личностью, являются источником развития личности и определяют ее конструктивный или разрушительный жизненный сценарий. Конфликты в жизни каждой личности в отдельности и в целом играют значительную, очень часто и в основном негативную роль. Для того чтобы уменьшить негативные последствия конфликтов, необходимо уметь правильно выявлять их причины.
Психология подчеркивает сложность изучения различных черт личности, которые формируются и проявляются в человеческой деятельности и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из таких свойств является темперамент – центральное формирование психодинамической организации человека, преимущественно врожденной. Поэтому свойства темперамента наиболее стабильны и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Динамические черты личности человека находят свое отражение не только во внешней манере поведения, не только в движениях, но и в ментальной сфере, в сфере мотивации, в общей эффективности. Естественно, особенности темперамента сказываются на поведении личности в конфликтной ситуации. В силу своих особенностей каждая личность ведет себя в конфликтных ситуациях определенным образом. Так как в общении с кем-то поведение стабильно и агрессивно, кто-то прямолинейно или гибко, и в конфликтной ситуации каждый человек имеет так называемый репертуар поведения в конфликтной ситуации. Поэтому необходимо исследовать проблему, какое влияние оказывает темперамент на поведение личности в конфликтных ситуациях в период молодости.
1. Краткая история развития учения о природе темперамента. Физиологическая основа темперамента.
Темпераментом называют индивидуально своеобразную, природно обусловленную совокупность динамических проявлений психики – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности, поскольку определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum» и означает «надлежащее соотношение частей».
Люди издавна пытались установить органическую основу темперамента. Известны три основные системы объяснений его сущности, где первые две имеют лишь исторический интерес.
Первая (гуморальная) система связывала состояния организма с соотношением в нем различных жидкостей, в связи с чем выделялись четыре типа темперамента. Считалось, что если преобладает кровь (лат. «сангвис»), то темперамент будет сангвинистическим, если желчь («холе») – холерическим, если слизь («флегма») – флегматичным, а черная желчь («мелана холе») определяет меланхолический темперамент. Эти терминология и описание различных типов темперамента возникли в V в. до н.э. (Гален, Гиппократ) и сохранились до нашего времени.
Вторая (конституциональная) система, объяснявшая сущность темперамента, которая возникла в нашем столетии (Кречмер, Шелдон), связывала темперамент с телосложением человека. Главная идея этой теории: структура тела определяет темперамент, который является его функцией.
Э. Кречмер выделял четыре конституциональных типа: лептосоматик, атлетик, пикник и диспластик.
Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, ноги длинные и худые.
Атлетик – человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
Пикник – человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
Диспластики – люди с бесформенным, неправильным строением тела. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
2. Свойства темперамента
Свойства темперамента представляют собой индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряжённость волевого усилия, что относится ко всем сторонам психической деятельности. Свойства темперамента – это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы.
Наиболее специфической особенностью темперамента является то, что различные свойства конкретного индивида не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию.
В концепции В.М. Русалова предложено рассматривать четыре блока функциональной системы как четыре свойства темперамента:
– эргичность как степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и в практической работе;
– пластичность – легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми;
– темп как скорость выполнения отдельных действий, операций, движений;
– эмоциональность – склонность эмоционально реагировать на различные события, связанные с его практической деятельностью и общением с людьми.
Перечисленные свойства находятся свое проявление в психомоторной, коммуникативной и интеллектуальной сферах поведения.
Одной из типологий психологических типов личности является типология К.Г. Юнга. В качестве типообразующих факторов К.Г. Юнг выделил две личностные установки – экстраверсию и интроверсию и четыре функции, или типы ориентации, среди которых: мышление, ощущение, интуиция и чувства. Каждая из них может действовать или экстравертным, или интровертным образом.
Понятия «экстраверсия» и «интроверсия» были введены К.Г. Юнгом для обозначения способа психологической адаптации к окружающей действительности, основанного на движении психической энергии.
В интроверсии движение психической энергии происходит по направлению к внутреннему миру, внутренние или субъективные факторы выступают в качестве ведущей мотивацией поступков и поведения индивида. В экстраверсии интерес направляется во внешний мир: внешние факторы становятся доминирующей движущей силой для мыслей, суждений, чувственных восприятий и поведения человека. Так, экстраверсия и интроверсия являются установками, определяющими поведение человека.
3. Психологическая характеристика личности разного типа темперамента
Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т. е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально-психологических различий, проявляющихся в деятельности.
Холерический тип. Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом темперамента свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность.
Сангвинический тип. Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная. Человеку с преобладанием сангвинического темперамента свойственна открытость и доступность, а в некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.
Флегматический тип. У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило, флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.
Меланхолический тип. Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно. Это, как правило, малообщительные, тревожные люди.
4. Практическое задание
Особенности проявления темперамента воспитателя учреждения дошкольного образования в педагогической деятельности.
Педагоги должны учитывать особенности своего темперамента, его положительные и отрицательные стороны, их проявление в учебной и воспитательной работе.
Педагог – холерик. Положительные черты: активность, энергичность, решительность, страстность; он не теряет при встрече с трудностями, упорен в их преодолении.
Отрицательные черты: несдержанность, резкость, аффективность; в педагогической деятельности ему мешают нетерпеливость, повышенная возбудимость. Среди хороших педагогов немало холериков. Однако в профессионально – педагогической деятельности педагогам – холерикам надо следить за своим поведением, тормозить несдержанность, воспитывать терпеливость. Для этого надо хорошо понимать сущность педагогической профессии, требования к личности педагога.
Педагог – сангвиник. Положительные черты: жизнерадостность, подвижность, энергичность, эмоциональность, общительность, умение быстро приспособиться к новым условиям, легко переключать и распределять внимание, гибкость ума, хорошие организаторские способности.
Отрицательные черты: непостоянство в поведении, легкомысленность, поверхность, дилетантизм; нежелание выполнять черновую, обыденную работу, склонность переключаться на более интересную деятельность, – порой становятся значительным недостатком в осуществлении педагогической деятельности. Сангвиник может переоценивать свои возможности, результаты труда, не всегда правильно осознает свои недочеты, а это влияет на отношение к выполняемой работе, на методы и ее результаты.
Сангвинический темперамент создает хорошие условия для работы педагога, однако педагог–сангвиник должен помнить о своей впечатлительности, эмоциональности, следить за тем, чтобы уроки не приобретали развлекательный характер, излишне не раздражали детей; сангвиник должен ограничивать свою торопливость.
Педагог – флегматик. Положительные черты: спокойный, неторопливый, терпеливый, выдержанный, хорошо владеет собой, проявляет педагогический такт, а это очень важные качества для педагога.
Отрицательные черты: может быть очень медлительным, вялым, внешне мало выражает чувства, не может быстро переключать внимание на решение новых задач, слабо распределяет внимание, трудно привыкает к новой обстановке.
Заключение
Темперамент представляет собой биологический фундамент личности, специфика которого состоит в закономерном сочетании свойств, образующих определённую психическую организацию. В современной психологии темперамент понимается как совокупность индивидуальных свойств психики, определяющих динамику психической деятельности человека, проявляющихся в различной деятельности.
Темперамент рассматривается как важнейший компонент в структуре индивидуальности, базовая характеристика, служащая фундаментом целостной личности.
Свойства темперамента – это отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют устойчивый характер, отражают индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости эмоций.
Основными свойствами темперамента являются: эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность, экстраверсия, интроверсия, активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.
Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т. е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально-психологических различий, проявляющихся в деятельности.
Выделяются следующие типы темпераментов: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. В педагогической деятельности для воспитателя наиболее устойчивым является флегматический темперамент.
1. Артемов, Г. П. Моральные факторы ценностных конфликтов: методология и методы исследования / Г. П. Артемов // Конфликтология. – 2016. – №4. – C.84-97.
2. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. – Спб. : Питер, 2009. – 243 с.
3. Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отделения / М.А. Дыгун, Минск, 2005.
4. Калугин, А. Ю. Вклад свойств темперамента в ценностно-смысловую сферу личности / А. Ю. Калугин // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. – 2016. – №2. – 22-31
5. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития / Г. И. Колесникова. – 2-е изд., стер. – Москва : Юрайт, 2018. – 214 с.
6. Кречмер, Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. – М., 2009. – 276 с.
7. Немов, Р.С. Общая психология: учеб. / Р.С. Немов. – М. , 2008.
8. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М. 2003.
9. Росс, Л. Наивный реализм в повседневной жизни и его роль в изучении социальных конфликтов и непонимания / Л. Росс, Э. Уорд // Вопросы психологии. – 2009. – №5. – С.65.
10. Филякова, Е. Вот так ситуация. Проблемы поведения / Е. Филякова. – М. : Карапуз, 2017. – 735 c.
11. Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 13.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты