1. Охарактеризуйте разделы содержательного компонента учебной программы по предмету «Социально-бытовая ориентировка» в младших классах
2. Раскройте приемы работы по формированию умений ориентироваться в предприятиях, учреждениях на уроках социально-бытовой ориентировки
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Охарактеризуйте разделы содержательного компонента учебной программы по предмету «Социально-бытовая ориентировка» в младших классах
Задачи учебной программы по предмету «Социально-бытовая ориентировка» указывают на главные направления педагогической работы, на основании которых выделены следующие разделы учебной программы «Социально-бытовая ориентировка»:
1. Личная гигиена.
2. Одежда. Обувь.
3. Жилище.
4. Питание.
5. Предприятия, учреждения.
6. Улица. Транспорт.
В программе не выделен отдельно раздел, посвящённый формированию умений общения и культурного поведения. Это обусловлено тем, что вопросы, составляющие его содержание, органично входят в другие, выделенные выше разделы, — это культура поведения за столом, в доме и на улице, в транспорте, в различных учреждениях, на предприятиях, в парке и т. д. Учащиеся должны овладеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда:
• в сфере организации питания: - различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты, крупы, кондитерские изделия; - определять способы употребления в пищу (в сыром, вареном, жареном виде) разных продуктов питания; - различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты; - размещать продукты питания в соответствующих местах хранения; - обрабатывать продукты питания перед приемом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать и др.; - готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, простейшие первые, вторые, третьи блюда); - правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.); - сервировать стол к завтраку (ужину, обеду); - убирать стол после еды; мыть посуду; убирать помещение кухни; - соблюдать правила приема пищи, культуру поведения и общения за столом.
2. Раскройте приемы работы по формированию умений ориентироваться в предприятиях, учреждениях на уроках социально-бытовой ориентировки
С точки зрения коррекционной направленности наиболее эффективным является применение технологий моделирования реальных ситуаций и использование технологии проблемного обучения. Технология проблемного обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью построена на сочетании управляемой самостоятельной поисковой деятельности учащихся и усвоении готовых выводов. Проблемное обучение – это обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Система методов, применяемая в данной технологии, построена с учетом понимания целей и принципа проблемности. Основным методом данной технологии является метод постановки проблемных ситуаций, как более или менее осознанных затруднений, которые порождаются несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи. Специфика применения данного метода состоит в том, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью чаще всего не могут самостоятельно определить пути решения проблемы, им необходима специально организованная направляющая помощь учителя. Чтобы проблемная ситуация порождала процесс мышления, поиск путей ее решения должен быть посилен на данном этапе, учащиеся должны быть подготовлены к необходимой деятельности. Технология моделирования реальных ситуаций основана на воссоздании тех или иных условий, обстоятельств, а вместе с ними — отношений, обстановки, положений. Моделирование реальных ситуаций предполагает распределение ролей между участниками, которые вступают в определенные отношения между собой, что находит выражения в действиях и репликах. Разыгрывая и разбирая различные реальные ситуации на уроках, учащиеся расширяют свой социальный опыт, приобретают определенные умения, а, следовательно, расширяют свои знания в различных сферах жизни и быта людей, накапливают практический опыт их использования. Моделирование реальных ситуаций на уроках СБО как технология применяется особенно продуктивно во вспомогательной школе. По каждой учебной теме может быть подобрано большое количество сюжетов в соответствии с содержанием программы.