1. Характеристика закономерностей роста и развития.
2. Гигиенические требования к местам занятий физической культурой.
3. Дать оценку уровню физического развития ребенка дошкольного возраста (на конкретном примере).
1. Характеристика закономерностей роста и развития.
Для человеческого организма, как и для любого другого живого организма, характерны рост и развитие.
Рост является количественным увеличением биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы его отдельных клеток либо увеличения числа клеток за счет их деления.
Развитие является качественным преобразованием в многоклеточном организме, происходящее в результате процессов дифференциации (увеличения разнообразия структур клетки) и приводящее к качественным и количественным изменениям функций организма.
Связь между ростом и развитием проявляется, в частности, в том, что определенные стадии развития способны наступить только при достижении определенного размера тела. Например, половое созревание у девочек способно наступить только тогда, когда масса тела достигнет определенного значения (для представителей европейской расы это около 48 кг). Процессы активного роста также не могут продолжаться на одной и той же стадии развития постоянно.
К дифференцировочным процессам, либо дифференцировке относят возникновение специальных структур нового качества из мало специализированных клеток-предшественниц. Наименее специализированной является зигота – это зародышевая клетка, которая образуется в результате слияния материнской яйцеклетки со сперматозоидом отца. К первым этапам развития зиготы относят простое увеличение числа неотличимых друг от друга клеток - вначале зигота делится на 2, потом каждая из них еще на 2, то есть образуется 4 клетки, затем - 8, 16, 32 и т.д. Данные эмбриональные клетки называют бластомерами, они являются идентичными. Тем не менее, уже на стадии 32 бластомеров будут начинать выявляться определенные особенности отдельных клеток, которые связаны с их местоположением.
В последние десятилетия было убедительно доказано, что процессы дифференцировки не будут заканчиваться во внутриутробном периоде: многие ткани организма будут продолжать развитие, в том числе посредством процессов дифференцировки, до окончания полового созревания. Особенно продолжителен период созревания возбудимых тканей - нервной и мышечной.
Процессы роста приводят, как правило, к количественным, пропорциональным изменениям. Процессы дифференциации способны приводить к возникновению качественных, непропорциональных изменений в деятельности физиологических систем организма.
2. Гигиенические требования к местам занятий физической культурой.
Спортивные площадки на открытом воздухе. Спортивные площадки на открытом воздухе должны быть ровными (без ям и выбоин); их необходимо очищать от любых посторонних предметов (камней, стекол, обрезков железа и т.д.), которые могут стать причиной травмы. Все спортивные площадки необходимо содержать в чистоте, ежедневно убирать и за 30-45 минут до начала игры поливать. Сразу же после полива либо дождя игры, бег и прыжки на скользких площадках не допускаются. Для метания гранат, копья и диска отводятся места с плотным, ровным и непылящим поверхностным слоем грунта. В местах падения снарядов поверхностный слой грунта должен быть рыхлым. Метание снарядов должно осуществляться только в одну сторону, скопление людей вблизи и справа от места метания не допустимо.
Катки. Поверхность катка должна быть ровной, без шероховатостей, трещин и выбоин. Разные повреждения льда, которые возникают во время катания, необходимо сразу же ограждать, а затем заделывать. Чистота на катке - непременное условием его эксплуатации, поскольку любые посторонние предметы, даже бумага и окурки, могут стать причиной падения и травмы катающихся. Толщина льда на катках, открываемых на естественных водоемах, должна быть не менее 25 см, а на наливных катках - не менее 15 см. Число одновременно катающихся на катке допускается из расчета 8 м2 на одного ребенка и 10 м2 на одного взрослого. Для фигурного катания, а также для начинающих должны быть отведены отдельные площадки. Беговую дорожку необходимо отделять от круга. Искусственное освещение катка должно быть равномерным, не менее 40 люкс (при игре в хоккей 0 50 люкс). У входа на каток необходимо вывесить табло с показаниями температуры воздуха, которую измеряется каждые 3 ч. При температуре -20 °С в безветренную погоду и от -12 до -14 °С при сильном ветре дети обычно на каток не допускаются. В некоторых случаях, по согласованию с местной санитарно-эпидемиологической станцией, дети могут кататься на катках при более низкой температуре воздуха. На каждом катке обязательно должно быть помещение для обогрева и отдыха. В этом же помещении за барьером может размещаться гардероб. Число крючков на вешалках рассчитывается из расчета на 100% одновременно катающихся. Гардеробные и комнаты отдыха должны быть оборудованы скамьями, подставками для ног, которые используются детьми при шнуровке обуви перед выходом на лед, мусорными ящиками. В комнатах для отдыха и обогрева температуру воздуха необходимо поддерживать в пределах 12-15 °С. По мере увлажнения полы в комнатах отдыха необходимо протирать опилками.
3. Дать оценку уровню физического развития ребенка дошкольного возраста (на конкретном примере).
Рассмотрим на примере мальчика 4 лет.
Исследование показателей физического развития проводится с помощью антропометрических измерений (длины и массы тела, окружностей головы и груди) в трех возрастных группах в динамике.
Результаты измерений сравниваются с рефренными значениями таблиц антропометрии, что дает возможность заметить отклонения показателей от ожидаемых, свойственных здоровым детям.
Измерение длины тела детей проводится вертикальным ростомером в положении ребенка стоя. Ребенок становится на деревянную плоскость ростомера спиной к вертикальной планке, касаясь ее пятками, ягодицами, межлопаточным участком при отведенных назад плечах (головой не прижимается). Руки должны быть опущены вдоль туловища, живот - подтянутый, пятки – вместе, носки – врозь. Положение головы должно быть таким, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка прикладывается к голове без нажима, но плотно.
Измерение окружностей (периметров) тела проводили с помощью сантиметровой ленты.
Обхват головы измеряют наложением ленты, путем проведения ее сзади по затылочной точке, а спереди над бровями. Наложение производится в направлении от правой височной области до левой, результат считают над лбом. Сантиметровая лента, используемая для измерения окружности головы, не должна растягиваться и быть соответствующим метрологическому контролю.
Окружность грудной клетки измеряют при спокойном дыхании. Ребенок должен находиться в положении стоя с опущенными руками. Измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди по средней грудной точке (нижний край – около соскового кружка).
Определение массы тела ребенка проводят на медицинских электронных весах. Взвешивание проводят утром натощак, после мочеиспускания и дефекации.
Индекс массы тела используется главным образом для выявления избыточного веса и ожирения. Индекс массы тела определяется по формуле: значение массы тела в килограммах разделить на рост в метрах в квадрате (кг/м2). Как правило, показатели индекса массы тела несколько схожи с результатами графике соотношения массы к длине тела/роста ребенка и используются вместе. Индекс массы тела проявляет сложную зависимость от возраста в отличие от роста массы и роста отдельно.
1. Билич, Г.Л. Анатомия человека / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. - М.: Эксмо, 2015. - 224 c.
2. Гайворонский, И.В. Нормальная анатомия человека в 2-х томах т.1 / И.В. Гайворонский. - СПб.: Спецлит, 2013. - 567 c.
3. Дроздова, М.В. Анатомия человека / М.В. Дроздова, М.В. Яковлев. - М.: Эксмо, 2009. - 352 c.
4. Кабак, С.Л. Морфология человека: учебник / С.Л. Кабак, А.А. Артишевский. – Минск: Выш. шк., 2009. – 671 с.
5. Колесников, Л.Л. Анатомия человека: учебник / Л.Л. Колесников, С.С. Михайлов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 816 с.
6. Михайлов, С.С. Анатомия человека: учебник / С.С. Михайлов, Л.Л. Колесников, В.С. Братанов и др. Под ред. С.С. Михайлова и Л.Л. Колесникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1999.-736с.
7. Сапин, М.Р. Анатомия человека: В 2 т.Т. 1: Учебник / М.Р. Сапин. - М.: Академия, 2014. - 368 c.
8. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник / Н.И. Федюкович. - РнД: Феникс, 2019. - 573 c.