Дидактическая игра
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Дидактическая игра»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
15.00 BYN
Дидактическая игра
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
Поделиться
1. Сущность и значение дидактической игры детей дошкольного возраста
2. Виды и структурные компоненты дидактической игры
3. Педагогическое руководство дидактической игрой детей разного дошкольного возраста
Список использованной литературы
1. Сущность и значение дидактической игры детей дошкольного возраста
За всю историю всего человечества сформировалось множество видов игр. В соответствии с классификацией С. Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они будут возникать (ребенка либо взрослого), объединяют в три группы:
- игры, которые возникают по инициативе ребенка (либо группы детей), - самостоятельные игры (игры-экспериментирования, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные);
- игры, которые возникают по инициативе взрослого и старших
детей;
- организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);
- игры, которые идут от исторически сложившихся традиций народа, - народные игры.
Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место занимают дидактические игры. Дидактические игры являются разновидностью игр с правилами, которые специально создаются педагогикой с целью воспитания и обучения детей. Данные игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время они будут проявлять воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Значение игры в воспитании детей рассматривают во многих педагогических системах прошлого и настоящего. С наибольшей полнотой дидактическое направление отражено в педагогике Ф. Фребеля. Взгляды Фребеля на игру являлись отражением религиозно-мистических основ его педагогической теории. Процесс игры, по утверждению Ф. Фребель, является выявлением и проявлением того, что было изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, как считает Фребель, будет познавать божественное начало, законы мироздания и самого себя. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра будет развивать ребенка физически, обогащать его речь, мышление, воображение; игра - это самая типичная деятельностью ребенка дошкольного возраста. По этой причине основа воспитания ребенка в детском саду, по мнению Фребеля, - это игра. Он разработал разные игры для детей (подвижные, дидактические), среди них игры «с дарами». Данным играм Фребель придавал особое значение. Через игры «с дарами», как считал Фребель, дети должны подойти к пониманию единства и многообразия мира. Символика игр «с дарами» была чуждой и непонятной детям. Для методики проведения игр была характерна сухость и педантизм. Дети играли, как правило, по указанию взрослого.
2. Виды и структурные компоненты дидактической игры
В дошкольной педагогике все дидактические игры, как правило, разделяют на три основных типа: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
С детьми раннего возраста применяют дидактические игры с игрушками и картинками, словесные не используют. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети будут учиться сравнивать, устанавливать сходство и различие между предметами. Ценность данных игр заключается в том, что при помощи их дети будут знакомиться со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. По мере того, как дети приобретают новые знания о предметной среде, задания в играх будут усложняться: ребята упражняются в определении предмета по какому-то одному качеству, объединяют предметы по данному признаку (цвету, форме, качеству, назначению и т.д.), что является весьма важным для развития абстрактного, логического мышления. Детям младшей группы дают предметы, которые резко отличаются друг от друга по свойствам, поскольку малыши еще не способны находить едва заметные различия между предметами. Играя с куклами, дети развивают культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, к примеру, заботливое отношение к партнеру по игре - кукле, переносящееся затем и на своих сверстников.
Игры с природным материалом воспитателем организуются во время прогулки, в непосредственном контакте с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В данных играх будут закрепляться знания детей об окружающей их среде, формироваться мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитываться любовь и бережное отношение к природе.
Настольно-печатные игры являются интересным занятием для детей. Они бывают разных видов: парные картинки, домино, лото.
Подбор картинок по парам. Самым простым занятием в данной игре является нахождение среди разных картинок двух абсолютно одинаковых. После этого задание усложняют: ребенок должен объединить картинки не только по внешнему виду, но и по смыслу: например, найти два самолета. Они могут быть совершенно разными и по форме, и по цвету, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь необходимо некоторое обобщение, установление связи между предметами. К примеру, в игре «что растет в саду» (огороде, лесу) детям необходимо подбрать картинки с соответствующими изображениями растений. Запоминание состава количества расположения картинок. Также игры проводят с предметами, к примеру, в игре «отгадай какую картинку спрятали» детям необходимо запомнить содержание картинок, после чего определить какая из них была перевернута рисунком вниз. Данная игра способствует развитию памяти, запоминания, припоминания.
3. Педагогическое руководство дидактической игрой детей разного дошкольного возраста
Дидактические игры организовывают по плану в часы занятий. Помимо этого, в часы, которые отведены для игр, детям предоставляется различный материал, с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, в небольших группах, а в некоторых случаях и всем коллективом.
План предусматривает подбор игр и материалов к ним на основании общего плана педагогической работы.
Наблюдение за самостоятельными играми детей будет давать возможность определить их знания, уровень умственного развития, а также особенности поведения. Это будет подсказывать педагогу, какие игры являются полезными для ребенка, в чем он хорош, а в чем отстает.
В дидактических играх, а также на занятиях, используют различные методы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр является своеобразной. Необходимо поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей на протяжении всей игры. Для этого педагогу необходимо стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Необходимая в игре строгая дисциплина будет легко устанавливаться, если дети сами заинтересованы в соблюдении правил и следят за этим.
В игре будут неуместны требования, которые не связаны с ее задачей и правилами. К примеру, в игре «Наоборот» совсем не нужно, чтобы дети давали исчерпывающий ответ, поднимали руку, как это делается на уроках. Но в данной игре присутствуют свои строгие правила: отвечать может только тот, кого спрашивают, отвечать нужно быстро, одним словом; подсказки запрещены; в случае ошибки, спрашивают другого. Роль водящего, как правило, выполняется педагогом, для детей это трудно.
Дидактические игры являются кратковременными (10-20 минут), и необходимо, чтобы все это время не снижалась умственная активность игроков, не снижался интерес к поставленной задаче.
Особенно важно это отслеживать в коллективных играх. Нельзя допускать, чтобы один ребенок решал задачу, а другие бездействовали. К примеру, в игре «Что изменилось?» можно вызывать детей по очереди, но в этом случае активной умственной работой будет занят только один из игроков, остальные будут только наблюдать. Как правило, при таком проведении игры дети будут быстро утомляться от пассивного ожидания. Иная картина будет наблюдаться, если та же задача будет предложена всем игрокам: они должны внимательно рассмотреть и запомнить расположение игрушек на столе, после чего педагог должен закрыть игрушки ширмой либо предложить детям закрыть глаза, и переставить игрушки. Всем детям необходимо заметить изменения.
1. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2016. - 352 c.
2. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. - 352 c.
3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2021. – 464 с.
4. Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2016. - 288 c.
5. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2007. – 416 с.
6. Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2017. - 144 c.
7. Околелов, О.П. Педагогика: учебное пособие / О.П. Околелов. - РнД: Феникс, 2016. - 222 c.
8. Смирнова, Е.О. Организация игровой деятельности : учеб. пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 223 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты