Причины нарушений психофизического развития
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Причины нарушений психофизического развития»
по дисциплине: «Основы специальной психологии и коррекционной педагогики»
2021
15.00 BYN
Причины нарушений психофизического развития
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Основы специальной психологии и коррекционной педагогики
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Патогенные факторы отклоняющегося развития
2. Психосоциальные факторы отклоняющегося развития
3. Факторы резистентности и уязвимости
4. Опосредующие факторы
5. Анализ причинно-следственных связей между патогенными факторами и нарушенным развитием при интеллектуальной недостаточности
6. Методические рекомендации по профилактике отклоняющего развития у детей с интеллектуальной недостаточностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире большое внимание уделяется процессам нарушения психофизического развития у детей различных возрастных категорий. Это определяется различными видами нарушений психофизического развития (нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, эмоциональные, интеллектуальные нарушения), длительностью и глубиной инвалидности, своевременностью и качеством коррекционного обучения и психологической помощи, характером семейных отношений и т.д.
Диапазон изменений в психофизическом развитии этих детей огромен: от детей, испытывающих временные и достаточно легко устранимые трудности, до детей с тяжелыми и множественными нарушениями в психофизическом развитии. Кроме того, существует четкий диапазон вариаций в каждой категории детей с ограниченными возможностями. Эти обстоятельства делают необходимым разработку и внедрение разнообразных вариантов содержания образования, соответствующих способностям каждого ребенка.
Цель: определить особенности, влияющие на нарушения психофизического развития детей.
1. Патогенные факторы отклоняющегося развития
Патогенный фактор – это воздействие, которое непосредственно нарушает поведение. Дезадаптивные факторы не всегда приводят к отклонениям в развитии, поскольку сочетание различных характеристик индивида опосредует их влияние. Они становятся патогенными, вызывая отклонения в развитии, если интенсивность их воздействия нарушает адаптивные барьеры человека и превышает его способность к компенсации. В результате точность, целостность и скорость рефлексов и регуляторных функций психики, а также скорость их развития с возрастом претерпевают заметные и относительно стабильные изменения [1].
Мало кто сомневается в том, что у любого нарушения развития есть причина. Другая проблема заключается в том, что сама эта причина может оставаться неизвестной или не до конца изученной. Но то, что он существует, неоспоримо. Кажущиеся тривиальными утверждения о причинности нарушений развития резко контрастируют с очень сложным процессом поиска этих причин. Изучение причин и механизмов нарушений развития является ключом к профилактике и лечению всех форм нарушений детского развития.
Для психологов понимание причин нарушений развития имеет несколько иное значение, чем для клиницистов, прежде всего в плане просвещения и профилактики, но в некоторых случаях и для определения прогноза [2].
Спектр патогенных факторов широк и разнообразен и включает в себя:
- Аномалии генетического аппарата.
- Неблагоприятная беременность.
- Токсическое отравление.
- Инфекционные и вирусные заболевания матери.
- Сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания.
- Иммунологическая несовместимость
- Несовместимость крови матери и плода и т.д.
2. Психосоциальные факторы отклоняющегося развития
Социальные факторы:
- Социальная и образовательная запущенность
- Эмоциональная депривация
- Ограничение языковых контактов между детьми и другими людьми
- Межличностный контакт
- Время, проведенное в круглосуточных детских садах, домах ребенка, больницах
- Неадекватное или искаженное общение в семье [4]
Психосоциальные факторы:
1. Психологическая депривация – это душевное состояние, возникающее в результате определенных условий, при которых субъект не имеет возможности полного и постоянного удовлетворения некоторых из своих основных психосоциальных потребностей. Проводится различие между материнской (эмоциональной), сенсорной и социальной депривацией.
2. Нарушение привязанности младенца – недостаточное или непоследовательное удовлетворение основных потребностей ребенка со стороны матери, что приводит к искаженному формированию привязанности и специфическим симптомам:
а) стойкое нежелание взаимодействовать или поддерживать отношения с окружающими взрослыми, эмоциональное безразличие или упадок, плохое взаимодействие со сверстниками, агрессия по отношению к себе и другим. б) диффузная общительность - отсутствие дистанции со взрослыми, незнакомство с незнакомыми людьми в непосредственной близости. «навязчивое поведение», беспорядочные связи со сверстниками.
3. Факторы резистентности и уязвимости
Факторы, провоцирующие начало развития интеллектуальной инвалидности, могут быть разными, начиная от генетических отклонений, и заканчивая нарушениями, вызванными внешними раздражителями. Психотерапевты объясняют причину возникновения психического отклонения воздействием на индивида социальных, поведенческих, образовательных и биомедицинских факторов.
Понятие уязвимости – это конкретное проявление личностных и индивидуальных особенностей, которые приводят к расстройству.
Резистентность – это противоположность уязвимости. У детей, подвергшихся насилию, не развиваются психические расстройства. Те, у кого не развивается соответствующее расстройство, несмотря на наличие спровоцированной уязвимости, называются резистентным [6].
Факторы резистентности и уязвимости:
1. Факторы неспецифической резистентности.
2. Специфические факторы иммунитета.
3. Наличие определенных фактороы создания социально-экономической ситуации в регионе.
4. Дестабилизирующие навыки организации деятельности.
5. Неблагополучная психологическая атмосфера.
Однако как показывают исследования, у данной категории подростков набор критериев гораздо шире, в частности, у них слабо выражены реакции самоопределения и самоутверждения. Их отличает наличие слабых волевых усилий, повышенной внушаемости, когнитивной простоты и эмоциональной лабильности [5]. Для таких подростков характерно проявление агрессивности, тревожности, низкой способности к самоанализу поведения и неадекватной оценке окружающей ситуации. Это, в свою очередь, обусловливает высокий риск формирования патологических поведенческих паттернов [9]. Следовательно, подростки со сниженным интеллектом относятся к наименее защищенным группам лиц и в значительной степени подверженным риску возникновения социальных отклонений.
4. Опосредующие факторы
Недоразвитие психических процессов:
– Способность принимать и обрабатывать информацию снижается.
– Количество информации, которое можно воспринять при всех видах нарушений. Все виды нарушений требуют больше времени для усвоения и переработки информации. (Все виды нарушений требуют больше времени).
Речевые нарушения ограничивают когнитивные способности ребенка и формируют нежелательные, негативные черты личности, которые приводят к социально девиантному поведению. Нарушение речи мешает ребенку успешно учиться в школе, что само по себе приводит к неуверенности в своих силах. Ребенок начинает испытывать трудности в общении со взрослыми и сверстниками, что, в свою очередь, приводит к девиантному поведению. Он может стать язвительным, агрессивным, грубым, лжецом, может начать подражать своей нескладной речи и избивать хулиганов, которые могут смеяться над ним [7].
1 группа переменных (характеристики самого возбудителя) – Локализация вредных воздействий, влияние которых часто носит избирательный характер, в результате чего могут пострадать различные структуры, органы и системы.
- Интенсивность - интенсивность воздействия патогенного фактора напрямую определяет его конечный эффект, т.е. тяжесть данного заболевания.
- Продолжительность воздействия. Чем дольше человек подвергается воздействию патогена, тем более тяжелыми могут быть последствия. - Частота. Даже если неблагоприятные эффекты являются преходящими и достаточно слабыми, при частом повторении они могут иметь коммутативные эффекты, которые могут привести к серьезным нарушениям развития.
2 набора переменных (на собственные характеристики индивида оказывается аналогичное влияние).
5. Анализ причинно-следственных связей между патогенными факторами и нарушенным развитием при интеллектуальной недостаточности
Вопрос о причинности в нарушениях развития отнюдь не прост:
- Различные причинно-следственные связи разворачиваются в разных временных масштабах. Например, при определенных сочетаниях условий одни патогенные влияния способны вызывать явные нарушения почти сразу, другие, напротив, проявляются как отсроченные последствия.
6. Методические рекомендации по профилактике отклоняющего развития у детей с интеллектуальной недостаточностью
Число детей, у которых уже в дошкольном возрасте выявляются трудности в развитии, велико. Поэтому риск плохой адаптации и неуспеваемости в школе высок. Создание оптимальных условий обучения для каждого ребенка на основе личностно-ориентированного подхода предполагает формирование адаптированной социально-педагогической среды, включающей разнообразие различных типов образовательных учреждений [2].
Наиболее успешным и эффективным способом работы с такими детьми, как на коррекционно-развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является дидактическая игра. Дидактическая игра определяется ее названием – это обучающая игра. Она помогает детям получать знания в простом, доступном и понятном формате. Необходимо усвоение знаний, предусмотренных программой, через дидактическую игру, как основной метод коррекционной работы, и подготовка этой категории детей к школьному обучению. Именно поэтому авторы пособия начинают с методических рекомендаций по правильному применению дидактических игр для коррекции детей:
1. Педагоги, работающие в группах компенсирующей направленности, должны учитывать психофизические и лингвистические особенности и способности этой группы детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детские психофизические нарушения развития – это зонтичный термин для обозначения широкого спектра трудностей развития у детей всех возрастов, который постепенно заменил прежний термин «аномалии детского развития».
Психофизические нарушения развития включают широкий спектр трудностей, связанных со слухом, зрением, языком, опорно-двигательным аппаратом, умственной отсталостью, эмоциональными, интеллектуальными проблемами и т.д. В широком смысле все дети с более или менее значительными трудностями могут считаться детьми с умственной отсталостью.
При отсутствии таких «адаптаций» в системе образования, которая в первую очередь ориентирована на нормальное развитие, органические патологии могут привести к сложным паттернам аномального развития.
Одно органическое расстройство может вызвать серию «социальных дислокаций», которые могут привести к ряду вторичных расстройств. Неисправленные вторичные нарушения могут привести к следующему шагу – «социальному перекосу», который может привести к третичным и другим нарушениям развития.
Выявление факторов психофизического развития будет в последующем способствовать формированию и организации коррекционной работы с различными категориями детей.
1. Беккер К.П. Логопедия / М. Совак. – М.: Академия, 2011. – 247 с.
2. Диагностическая и координационная работа школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2007. – 236 с.
3. Нестерова Г. Ф. Психолого-социальная работа с инвалидами. Абилитация при синдроме Дауна / Г.Ф. Нестерова, С.М. Безух, А.Н. Волкова. - М.: Речь, 2019. - 128 c.
4. Обухова. Л.Ф. Возрастная психология. Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. «Роспедагенство», 1998. – 258 с.
5. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. - 110 с.
6. Психология развития: Учеб. для студ. вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : AcademiA, 2008. – 528 с.
7. Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. Диагностика, коррекция и психопрофилактика: Практическое пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Гном и Д, 2001. – 48 с.
8. Сарычев С.В. Педагогическая психология: краткий курс / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. – СПб.: Питер, 2006. – 223 с.
9. Стребелева, Е. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта: учебник для студентов педагогических специальностей / Е.А. Стребелева. - М.: Парадигма, 2015. - 839 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты