Мировая детская литература
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Мировая детская литература»
по дисциплине: «Мировая детская литература»
2021
15.00 BYN
Мировая детская литература
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Мировая детская литература
Вариант: 3
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Анализ малых жанров устного народного творчества
2. Система образов, новаторство и традиции в создании главного образа. Социально-сатирические мотивы в сказке П. П. Ершова «Конек-горбунок»
3. Методическое обеспечение проведения занятия в детском саду при знакомстве с творчеством П.П. Ершова?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Испокон веков мамы поют маленьким детям колыбельные песни, развлекают своих малышей прибаутками, потешками, частушками. Старшее поколение передают свою мудрость с помощью пословиц и поговорок. Все это названия различных разновидностей малых фольклорных жанров.
Малые фольклорные жанры – это разнообразные жанры устного народного творчества, отличающиеся небольшим объемом повествования.
Сказка «Конек-горбунок» Петра Павловича Ершова (1815 – 1869) – произведение уникальное в русской детской литературе. Ярко сверкнувший талант в единственной книге девятнадцатилетнего сибиряка явился живым свидетельством огромных творческих сил народа. Ершова часто называют «человеком одной книги»: так велика была слава его «Конька-горбунка», заслонившая все написанное этим талантливым человеком.
При жизни П. П. Ершова сказка издавалась пять раз. Главным ее достоинством является ярко выраженная народность. Как будто не один человек, а весь народ коллективно сочинял ее и из поколения в поколение передавал устно: она неотделима от народного творчества. Между тем это совершенно оригинальное произведение талантливого поэта, вышедшего из недр народа, не только усвоившего секреты его устно-поэтического творчества, но и сумевшего передать его дух.
1. Анализ малых жанров устного народного творчества
Малые жанры фольклора – это небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью [7, с. 56].
Пестушка – происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.
Например, когда ребенок учится ходить, то ему приговаривают: Большие ноги Шли по дороге: Топ, Топ, Топ, Топ, Топ, Топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, Топ, Топ, Топ, Топ, Топ.
Потешка – это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка «Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши) Ладушки-ладушки, где были? У бабушки! А что ели? Кашку! А что пили? Бражку! Кашка масленька! Бражка сладенька! (Бабушка добренька!) Попили, поели, ш-у-у-у...
Прибаутка (от слова баять – то есть рассказывать) – стихотворная, короткая, веселая история, которая рассказывает мама своему ребенку, Например: Сова, совинька, сова, Большая голова, На колу сидела, В стороны глядела,Головой вертела [1, с. 66].
Пословицы – малые формы народного поэтического творчества, облаченные в краткие изречения, несущие обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном (Хлеб – всему голова; Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
2. Система образов, новаторство и традиции в создании главного образа. Социально-сатирические мотивы в сказке П. П. Ершова «Конек-горбунок»
Сказка «Конек-горбунок» Петра Павловича Ершова (1815 – 1869) –произведение уникальное в русской детской литературе. Ярко сверкнувший талант в единственной книге девятнадцатилетнего сибиряка явился живым свидетельством огромных творческих сил народа [2].
Многочисленные герои, даже едва мелькнувшие, запоминаются сразу: их характер, речь отличаются единым национальным складом и вместе с тем индивидуальностью. На всем протяжении повествования звучит голос народа; действие нередко выносится на площадь, в шумную толпу. Все в сказке подчинено стихии народной жизни. Сказку эту можно назвать лирической эпопеей крестьянской России, настолько велик в ней охват действительности и глубока «мысль народная»
Еще одна черта «Конька-горбунка» – сочетание трех основных типов народной сказки: волшебной, сатирической и сказки о животных. К элементам волшебной сказки относится все чудесное и прекрасное. Сатирическая сказка проявляется в обрисовке Иванушки-дурака, братьев, царя, спальника, отчасти и Царь-девицы. Сказка о животных представлена широко известным лубочным сюжетом «Ерш Щетинникович» – в описании подводных владений [3, с. 80].
Условное эпическое пространство Руси в «Коньке-горбунке» существует в условном же времени: здесь смешаны черты разных веков – от XV до XIX. Обобщен поэтом и русский национальный характер, его сильные и слабые стороны. Все герои, за исключением заморской Царь-девицы, представляют единый национальный тип, все говорят на бойком, цветистом русском языке, думают и переживают совершенно по-русски. Контрасты национального характера в изображении Ершова отвечают представлениям народа о себе самом: лукавый ум и наивность, лень и трудолюбие, здравый смысл и глупость, восхищение перед красотой и чудом и – насмешка над чудесами. Наиболее сильно выражен этот характер в образе Ивана. Главное отличие Ивана от других – открытое исповедование тех «неправильных» принципов, которым скрытно следуют на Руси все. Все герои лукавят, лгут, ищут собственной выгоды, совершают глупости, но прикрываются при том маской приличия и разумности. Иван же не скрывает ни своей «дурацкой мочи», ни личного расчета [7, с. 66].
3. Методическое обеспечение проведения занятия в детском саду при знакомстве с творчеством П.П. Ершова?
Работа по группам при изучении сказки П.П. Ершова «Конёк-горбунок»
Задания для 1 группы:
– Расскажите о главном герое Иване, опираясь на вопросы:
– Что увидел Иван в дозоре и как об этом рассказал дома? Можно ли Ивана считать глупым? Почему? (Подтвердите текстом)
– В чем комичность и в чем героизм Ивана во время борьбы с кобылицей?
– Какая черта характера героя проявляется после раскрытия кражи коней?
– Почему сам Иван называет себя дураком? Для чего он все время дурачится?
– Сравните героя с другими Иванами из народных сказок. Каково отношение автора к Ивану?
Задания для 2 группы:
– Расскажите о волшебном помощнике Ивана и о волшебных противниках, опираясь на вопросы:
– Кто помогает герою в этой сказке? Опишите его. Что важнее: внешняя или внутренняя красота, по мысли автора? А народа?
– Взят ли образ из фольклора или придуман автором? Как он «воспитывает» Ивана?
– Кого можно считать противниками Ивана? Какие черты сближают этих персонажей?
– Как относится автор к этим персонажам? Есть ли у них собратья в народных сказках? Приведите примеры [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русский фольклор – душа русского искусства. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.
Малые жанры фольклора – это небольшие по размеру фольклорные произведения, которые можно назвать детским фольклором. К ним относятся: колыбельные песни, частушки, песни, прибаутки, сказки, потешки, заклички, былины, предания, легенды. Почти два века украшает сказка «Конёк – Горбунок» Петра Павловича Ершова русскую детскую литературу, пленяя воображение читателей. Нашу литературу, особенно чтение детей невозможно представить без этого шедевра. Это произведение смело можно назвать сказочной энциклопедией русского народа. Замечательная сказка, любимая и знакомая нам с детства, переведенная на многие языки мира, стала одной из самых популярных для многих поколений детей. На её сюжет написаны и поставлены оперы, балеты, полнометражные фильмы.
Как и простые люди, Ершов мечтал о победе сил добра и справедливости над силами зла и насилия. Именно это сделало сказку о Коньке-горбунке всенародно признанным произведением.
1. Арзамасцева, И. Н. Детская литература : учеб. пособие для студентов пед. ВУЗов / И. Н. Арзамасцева. – М.: Академия, 2005. – 576 с.
2. Жизнь и творчество П.П. Ершова : семинарий : науч.– методич. пособие к курсу и спецсеминару для студентов, учителей и преп. вузов / сост.: М.Ф. Калинина, О.И. Лукошкова. – Ишим : Изд-во ИГПИ, 2002. – 208 с.
3. Минералова, И. Г. Детская литература: учеб. пособие для студ. вузов / И.Г. Минералова. – М. : Педагогика, 2002. –289 с.
4. Сатин, Ф. М. История русской детской литературы / Ф. М. Сатин. – М. : Просвещение, 1990. – 301 с.
5. Сильченко, Г. В. Поэтика комического в творчестве П. П. Ершова : учеб. пособие / Г.В. Сильченко. – Ишим : Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2017. – 124 с.
6. Хроленко, А. Т. Введение в лингвофольклористику : учебное пособие / А.Т. Хроленко. – М. : Флинта, 2010. – 192 с.
7. Шaбaнoвa, H. A. Cлoвapь литepaтypoвeдчecкиx тepминoв/ Н.А. Шабанова. – Интa, Pecпyбликa Koми, 2008. – 345 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты