Элементы детской субкультуры в предупреждении и разрешении конфликтов межличностного взаимодействия
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Контрольная
на тему: «Элементы детской субкультуры в предупреждении и разрешении конфликтов межличностного взаимодействия»
по дисциплине: «Конфликтология»
2022
15.00 BYN
Элементы детской субкультуры в предупреждении и разрешении конфликтов межличностного взаимодействия
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Конфликтология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Сущность детской субкультуры, её основные элементы и особенности
Использование детского фольклора в детской субкультуре для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Существование детской субкультуры (лат. sub «под» + cultura «культура») долгое время было предметом споров. Медленно и постепенно сформировался современный взгляд на ребенка как на относительно самостоятельную и активную социальную личность. Постепенный процесс автономизации подрастающего поколения привел к возникновению «собственного мира» в детских сообществах, который постепенно стал неинституционализированной формой социального становления в детстве, регулирующей социальные взаимодействия детей внутри группы и на уровне возрастных подгрупп» [3, с. 15]. Субкультуры порождают друг друга, создают свою специфическую культуру, тем самым насыщая культуру в целом.
Формирование человеческой личности начинается в раннем детстве. Развитие личности ребенка всегда связано с идеалами и ценностями, которые передают ему взрослые. Рассказывая истории о храбрых героях, читая книги о великих подвигах наших предков, создавая романтические образы героизма, мы помогаем детям развивать их внутреннее представление о том, что такое настоящий человек: смелый, добрый, честный и волевой. Внутри детской субкультуры замечены ключевые ее элементы, которые в значительной степени воздействуют на решение конфликта в коллективе, что является крайне интересным аспектом данного исследования и обуславливает актуальность темы данного проекта.
Цель: определить ключевые элементы детской субкультуры в предупреждении и разрешении конфликтов межличностного взаимодействия.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. раскрыть сущность понятия «субкультура» и определить ее специфику;
2. определить особенности применения детского фольклора в контексте детской субкультуры при предупреждении и разрешении конфликтных ситуаций.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, анализ полученных результатов.
Практическая значимость работы заключается в результатах исследования, которые могут оказать практическую помощь в воспитании детей младшего школьного возраста, прежде всего, родителям и учителям. Наше исследование может представлять интерес для студентов, обучающихся по специальностям «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Педагогика».
Гипотеза: применение детского фольклора в рамках детской субкультуры способствует предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций.
Сущность детской субкультуры, её основные элементы и особенности
Концепция детской субкультуры сложилась в последние десятилетия в связи с ростом гуманизации и демократизации общественной жизни: Организацией Объединенных Наций в 1959 году была принята «Декларация прав ребенка», после 1979 году был объявлен годом ребенка, в 1989 году по инициативе Польши была принята Международная конвенция о правах ребенка – все эти действия послужили повороту общественного сознания от понимания ребенка как существа, только «готовящегося стать личностью», к признанию самоуважения детства, возможности участия детей в развитии универсальной культуры и уважения прав детей в различных сферах общественной жизни [6].
Возникновение субкультуры детей как целостного исторического и культурного явления обусловлено половозрастным расслоением общества, уходящим корнями в древность, когда члены общины, не прошедшие инициацию (особый обряд посвящения во взрослую жизнь), объединялись для выполнения тех же форм жизни, что и взрослые. С развитием человеческого общества эти формы стали более самостоятельными, перейдя к прямому подражанию трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых, к игре как особой непродуктивной форме деятельности, благодаря которой контролируется собственное поведение ребенка, его ориентация в смыслах человеческой деятельности и взаимоотношений (Д. Б. Эльконин) [10].
Детская субкультура в широком смысле определяется как все, что создано человеческим обществом для детей и детьми. Другое определение детской субкультуры можно найти в Словаре по психологии – семантическое поле ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, практикуемых в детских сообществах в данной исторической социальной ситуации развития» [1, с. 17].
Детская субкультура – это специфическая система представлений о мире, ценностей, поведения, форм общения и детской деятельности, своеобразная культура внутри культуры, которая живет по специфическим и самобытным законам, хотя и интегрирована в общекультурное целое.
Одной из главных особенностей детской субкультуры является то, что в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых. С другой стороны, детская субкультура — это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, оригинальный способ овладеть им и самоутвердиться в нем.
Так, конкретными проявлениями субкультуры дошкольников являются: речевая деятельность ребенка (словарное творчество, сленг, стёб, считалки, рифмовки и т.д.), привычки, коллективные игры, предметы и объекты личных ценностей.
Использование детского фольклора в детской субкультуре для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций
Протокол наблюдений за игровой деятельностью детей №1
Цель: определить ключевые причины возникновения конфликта и способы их разрешения
Ход наблюдения:
Наблюдение ведется над группой детей, играющих в прятки.
Конфликтообразуюий элемент: определение того, кто будет водить.
Полилог складывается из следующих реплик:
- Я буду водить!
- Нет, водить буду я, а вы прячьтесь!
- Вообще-то я хочу водить.
- Если так, то я не буду играть. Я тоже хочу водить.
- Перестаньте спорить, у нас мало времени. Сейчас потратим на спор все время игры, так и не сыграем.
- Что ты предлагаешь?
- Давайте на «камень ножницы бумага» или по считалочке?
- На «камень ножницы бумага» - долго, нас много. Давайте по считалочке.
Мишка-косо-лапый-по лесу-идёт,
Шишки-соби-рает,-песе-нку-по-ёт.
Шишка-отле-тела-прямо-Мишке-в лоб!
Мишка-рассер-дился-и но-гою-топ!
По «результатам» считалочки дети смогли избрать ведущего. Спор прекратился. Конфликт был исчерпан.
Протокол наблюдений за игровой деятельностью детей №2
Цель: определить ключевые причины возникновения конфликта и способы их разрешения
Ход наблюдения:
Наблюдение ведется над группой детей, играющих в «Магазин».
Конфликтообразуюий элемент: определение того, кто будет продавцом.
Полилог складывается из следующих реплик:
- Чур я на кассе!
- Но я тоже хочу.
- А я когда-нибудь вообще буду за кассой? Ну хоть раз в жизни?
- Раз так, давайте у каждого будет своя касса!
- А кто будет покупателем? Тогда будут одни продавцы! Это бессмысленно!
- Ну можно я, пожалуйста?
- Давайте посчитаемся?
- Окей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Изучение детской субкультуры (игр и любимых развлечений, шуток, шалостей, этикета и способов разрешения детьми конфликтов в различных ситуациях) дает возможность наиболее эффективно осуществлять целостный педагогический процесс.
2. В результате проведения исследования были выявлены основные причины возникновения конфликта, заключающиеся в несформированности игровой деятельности. Проанализированы особенности использования детского фольклора при развитии конфликта. Также установили, что наиболее популярным элементом детского фольклора внутри детской субкультуры является считалка (35% от общего количества) – представлено на диаграмме 1.
3. В итоге данной работы мы рекомендуем педагогам не препятствовать использованию детского фольклора в разрешении конфликтов, а также развивать этот способ как наиболее целесообразный и сообразный возрасту ребёнка и социальным особенностям детского коллектива. Педагогам также рекомендуется изучать детскую субкультуру для наиболее успешной реализации целей и задач воспитания.
1. Алешина, И.Н., Андреева А.А., Тычинина Ю.Н. Об особенностях восприятия дошкольниками российских мультфильмов // Вестник КРСУ. – 2013. – № 3.
2. Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей (формирование и развитие) / И.Р. Алтунина. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. – 75 с.
3. Анисимков, В.М. Россия в зеркале уголовных традиций тюрьмы / В. М. Анисимков. – СПб.: ЛибраКом, 2003. – С. 15.
4. Аромаштам, М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. – М.: Чистые пруды. – 2006. – 32 с.
5. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Питер, 2001. – 178 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна / Л.И. Божович. – М.: Издательство института практической психологии. – Воронеж: МОДЭК, 1995. – 296 с.
7. Бызова, В.М. Психология этнических отношений: Проблемы менталитета, отношений, понимания / В.М. Бызова. – СПб.: Питер, 1998. – 173 с.
8. Васильев, И.С. Положительное и отрицательное влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на психику детей подросткового возраста // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 761-764.
9. Сапожникова, Н. С. Мультфильм как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста // Совушка. – 2020. – № 3 (13).
10. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гуманит. ВЛАДОС, 1999.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты