ВВЕДЕНИЕ
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из ключевых понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения и деятельности.
Диагностика мотивации – это система аналитических мероприятий, направленных на определение наличия и уровня мотивации субъекта исследования, а также обнаружение отклонений и причин таких отклонений. Диагностика мотивации проводится для того, чтобы вырабатывать управленческие решения, связанные с расстановкой кадров, повышением эффективности методов коллективного и индивидуального стимулирования и так далее.
Существует множество операциональных критериев, которые используются в психодиагностике мотивации. В диагностике мотивации
используются прямые методы диагностики лежит прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т.д., хотя конкретные методики могут различаться по способам конструирования и по другим особенностям.
Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов.
Актуальность контрольной работы: именно диагностика мотивационной сферы личности помогает выявить в коллективе людей, нуждающихся в признании их заслуг и положительной оценке достигнутых результатов, а высокий уровень социального интеллекта является показателем гармонично развитой личности.
Цели контрольной работы: расширить знания по теме диагностики мотивационной сферы личности и сформировать практические навыки работы на основе психодиагностического исследования.
Задачи контрольной работы:
– изучить литературу, исследования, первоисточники и систематизировать знания по выбранной теме;
– описать методы работы при диагностике мотивационной сферы личности;
– провести диагностику по методике изучения социального интеллекта М. Гилфорда и Дж. Салливена.
1. Диагностика мотивационной сферы личности
Мотивационная сфера личности – это иерархическая система мотивов личности. Структура мотивационной сферы очень сложная. При этом мотивация выстраивается в определенную иерархию не только внутри каждого вида деятельности, но и происходит ранжирование мотивации различных видов деятельности 6, с. 76.
Мотивационная сфера, как и другие структурные образования личности, проявляется во множестве качеств. От особенностей преобладающих мотивов зависит, какие именно свойства и качества личности будут формироваться легче, быстрее, а какие – с большими трудностями, медленнее.
Многозначность мотивационных проявлений определила и многообразие психодиагностических методик, направленных на изучение потребностно-мотивационной сферы. Полная и объективная оценка мотивации человека требует привлечения различных типов данных, что предполагает применение разнообразных методических средств. Основными среди них являются следующие: анкеты, личностные мотивационные опросники (Q-данные), экспертные оценки (L-данные), проективные тесты и репертуарные методики (Т-данные).
Анкеты с прямыми вопросами типа: «Почему Вы сделали именно это?», «Ради чего Вы поступили подобным образом?» и т. п. В анкетах также может содержаться предлагаемый авторами перечень потребностей, мотивов, интересов, ценностей, из которых обследуемый должен сделать выбор тех, которые в наибольшей степени соответствуют его потребностям, мотивам, интересам.
Шкалы определяются целью исследования. Диагностируются скорее
«кажущиеся мотивы», причинные стереотипы, ценностные ориентации, поэтому эти методики используются для изучения не мотивации личности, т. е. обобщенных мотивов, процессуальной динамики мотива в конкретной социальной ситуации, а мотивов учебной, профессиональной и других видов деятельности
Процедура обработки:
– подсчет первичных баллов по каждой шкале;
– сравнение со статистической нормой, если есть возможность;
– графическое отображение результатов.
2. Методика изучения социального интеллекта М. Гилфорда и Дж. Салливена
Методика включает четыре субтеста, из них три составлены на невербальном стимульном материале и один – на вербальном. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Два субтеста имеют в своей факторной структуре также второстепенные веса, касающиеся способности понимать элементы и отношения поведения. Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.
Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время проведения субтестов ограничено.
Краткое описание субтестов:
Субтест № 1. «Истории с завершением». В субтесте используются сцены с персонажем комиксов Барни и его близкими (женой, сыном, друзьями). Каждая история основывается на первой картинке, изображающей действия персонажей в определенной ситуации. Испытуемый должен найти среди трех других картинок ту, которая показывает, что должно произойти после ситуации, изображенной на первой картинке, учитывая чувства и намерения действующих лиц. Субтест измеряет фактор познания результатов поведения, то есть способность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем 1, с. 198.
Субтест № 2. «Группы экспрессии». Стимульный материал субтеста составляют картинки, изображающие невербальную экспрессию: мимику, позы, жесты. Три картинки, расположенные слева, всегда выражают одинаковые чувства, мысли, состояния человека. Испытуемый должен среди четырех картинок, расположенных справа, найти ту, которая выражает такие же мысли, чувства, состояния человека, что и картинки слева. Субтест измеряет фактор познания классов поведения, а именно способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека.
Субтест № 3. «Вербальная экспрессия». В каждом задании субтеста предъявляется фраза, которую один человек говорит другому в определенной ситуации. Испытуемый должен среди других трех заданных ситуаций общения найти ту, в которой данная фраза приобретет другое значение, будет произнесена с другим намерением. Субтест измеряет фактор познания преобразований поведения, то есть способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мотивационная сфера личности – это иерархическая система мотивов, потребностей и других компонентов личности. Структура мотивационной сферы сложная. При этом мотивация выстраивается в определенную иерархию не только внутри каждого вида деятельности: происходит ранжирование мотивации различных видов деятельности.
В 1 вопросе работе были рассмотрены основные методики изучения мотивационной сферы личности.
Во 2 вопросе рассмотрена методика на изучение социльного интеллекта М. Гилфорда и Дж. Салливена и проведено практическое изучение 2 испытуемых по данной методике.
В контрольной работе были получены и усовершенствованы знания по проблеме диагностики мотивационной сферы личности, получены практические навыки работы на основе проведения эмпирического исследования.
По завершению можно сделать следующие выводы, которые совпадают с задачами контрольной работы:
– изучены необходимая литература, первоисточники, различные исследования авторов;
– описаны методы работы при диагностике мотивационной сферы личности;
– проведена диагностика по методике изучения социального интеллекта М. Гилфорда и Дж. Салливена.
Рекомендации для испытуемого № 2:
1. Учиться разбираться в языке эмоций.
2. Формировать навыки невербального общения.
3. Развивать творческие способности.