Формирование конфликтологической компетентности посредством культуры и детской субкультуры
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Контрольная
на тему: «Формирование конфликтологической компетентности посредством культуры и детской субкультуры»
по дисциплине: «Конфликтология»
2022
15.00 BYN
Формирование конфликтологической компетентности посредством культуры и детской субкультуры
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Конфликтология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
2. ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ
2.1 Сущность конфликтологической компетенции
2.2 Изучение причин возникновения конфликтов при несформированности игровой деятельности. Проблема формирования конфликтологической компетентности посредством детской субкультуры (детского фольклора)
2.3 Интерпретация результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Детская субкультура, в широком значении есть всё, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретной исторической / социальной ситуации развития.
Повышенное внимание к детскому миру связано с интересом, желанием узнать, почему происходят те или иные события детской жизни. Зачем дети ходят в «страшные» места? Почему так любят страшилки? Почему выбирают ведущего в игре с помощью считалок или метода «Камень-ножницы-бумага»? Каков психологический смысл детских тайников и секретов? Отчего детям нравится играть в одних местах и не нравится в других? Какое воздействие оказывает детская субкультура на развитие личности ребенка?
Ключевые элементы детской культуры направлены на разрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях детей, а также на формирование их конфликтологической компетентности – следовательно, изучение данных аспектов представляет особое значение и обуславливает актуальность темы данного проекта. Помимо того, данное исследование является актуальным, так как дает рекомендации по конкретному использованию возможностей детской субкультуры в разрешении конфликтов.
Цель: определить ключевые элементы детской субкультуры, способствующие формированию конфликтологической компетентности детей.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. определить сущность понятия «субкультура» в психологическом аспекте;
2. выявить особенности детской субкультуры, которые направлены на формирование конфликтологичесокй компетентности детей.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, анализ полученных результатов и синтез.
Практическая значимость работы заключается в результатах исследования, которые могут оказать практическую помощь в воспитании детей, прежде всего, родителям и учителям. Помимо того, настоящий проект может представлять интерес для студентов, обучающихся по специальностям, связанным с дошкольным образованием, педагогикой, возрастной психологий, конфликтологией и др.
Гипотеза: ключевые элементы детской субкультуры способствуют формированию конфликтологической компетентности детей.
1. СУЩНОСТЬ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
М.В.Осорина, исследуя детскую субкультуру, выделяет три главных фактора, воздействующих на миропредставление ребенка. Первый – это влияние «взрослой» культуры, активными проводниками которой являются прежде всего родители, а затем и другие воспитатели. Второй – это личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуальнотворческой деятельности. Третий – это воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей и чрезвычайно значимы для понимания того, как освоить мир вокруг [5, с. 11]. В. В. Абраменкова выделяет структуру образа мира, которая являет собой совокупность представлений – смысловых отношений в системе, включающей основные стороны взаимодействия субъекта с миром [1, с. 46].
Отношения ребенка с миром возникают задолго до его рождения, но лишь с появлением совместной деятельности со взрослым, а затем и сверстником эти отношения приобретают подлинный источник развития личности. Несомненно, что первая социальная группа, в которую попадает маленький человек – семья, где ребенок узнает окружающий мир, свое место в нем, обучается первым социальным ролям.
Ученые рассматривают семью, как первичную «школу» для обучения навыкам социального взаимодействия, психологической грамоте. Именно в семье человек осознает окружающий мир как умопостигаемое целое, в отношении которого ему необходимо будет выстраивать свой путь. Семья дает ему важнейшие пространственные ориентиры, схемы мироздания и представления о месте своего нахождения в мире. Эти ориентиры отражены в системе религиозных верований, ритуалах, мифах, народном фольклоре, сказаниях воплощённых в виде словесного, поведенческого, изобразительного текста. Взрослые, как носители народной культуры, испокон веков стремилась дать ребенку основы социального взаимодействия уже в младенческом возрасте через обращенный к нему материнский фольклор – колыбельные песни, пестушки, потешки, которые сопровождают телесные игры с маленьким человечком и позволяют ребенку формировать осмысленный образ собственного тела. Тем самым, давая представление о социальных явлениях окружающего мира и становясь неотъемлемым элементом детской субкультуры.
Психологические исследования показывают, что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что занимаемое им место самое лучшее, дом – самый родной, таким образом происходит позитивное представление об окружающем мире и собственном «Я», что постепенно формирует «базовое доверие к жизни». При этом недостаток эмоционального тепла в младенческом возрасте может привести к психической отсталости.
2. ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ
2.1 Сущность конфликтологической компетенции
Для формирования конфликтологической компетентности дошкольников и младших школьников необходимо знать основные методы предотвращения и разрешения конфликтов среди школьников. Разрешение конфликта является итоговым и абсолютно необходимым этапом развития любого конфликта. При этом, как отмечает Т.С. Сулимова, и этап возникновения, и этап разрешения конфликта зависят от отношения конфликтующих сторон друг к другу и их отношения к предмету конфликта.
Обращаясь к особенностям конфликтов в школьной среде, можно сказать, что, если конфликт произошел между двумя субъектами учебно-воспитательного процесса, которые до данного момента времени находились в доброжелательных или нейтральных отношениях, то субъекты будут заинтересованы в том, чтобы быстрее и как можно более конструктивно и безболезненно для обоих сторон разрешить его. И, наоборот, если конфликт произошёл между изначально отрицательно настроенными друг на друга сторонами, то конфликт превратится в затяжной, есть вероятность, что он будет расширяться и усугубляться под действием обеих сторон [6, c. 90].
В связи с этим, можно сказать, что стадия разрешения конфликта всегда очень индивидуализирована, зависит от конкретной конфликтной ситуации. Так, разрешение конфликта определяется как «процесс поиска и нахождения взаимовыгодного решения проблемы, имеющей личную важность для участвующих сторон конфликта и на этой основе дальнейшая гармонизация и налаживание их взаимоотношений» [8, с. 203].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. В ходе данной работы производилось исследование детского фольклора как средство разрешения конфликтных ситуаций, способствующее формированию конфликтологической компетентности детей. Изучение детской субкультуры - игр и любимых развлечений, шуток, шалостей, этикета и способов разрешения детьми конфликтов в различных ситуациях – дает возможность наиболее эффективно осуществлять целостный педагогический процесс. Данное исследование является актуальным, так как дает рекомендации по конкретному использованию возможностей детской субкультуры в разрешении конфликтов.
2. В результате был дан анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, выявлены основные причины возникновения конфликта, заключающиеся в несформированности игровой деятельности. Проанализированы особенности использования детского фольклора при развитии конфликта.
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: МОДЭК, 2000. – 416 с.
2. Белоусов, А.Ф. Детский фольклор. Лекция для студентов-заочников. – Таллин, 1989. – 314 с.
3. Котлярова, Э.В., Суслова, А.А. Особенности психологической культуры личности в дошкольном возрасте // Вестник Могилевского государственного университета им. А.А.Кулешова. №1. – 2008. – С. 223-230.
4. Лурье В.Ф. Антология фольклора младших подростков // Школьный быт и фольклор: учебное пособие по теории литературы / Сост. А.Ф.Белоусов. – Таллинн, 1992. – Т. 1. – 481 с.
5. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3-е.. – СПб.: Речь, 2004. – 276 с.
6. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 2013. 340 с
7. Суслова, А. А. Детская субкультура: психологический аспект // Современные тенденции конструирования персоногенетического нарратива на основе элементов социогенетического феномена: Материалы Международной научной конференции, Витебск, 24–25 декабря 2009 года / Под общей редакцией С.Л. Богомаза. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2009. – С. 172–175.
8. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты