1. Характеристика системы музыкального воспитания
2. Средства музыкального воспитания детей дошкольного возраста
3. Содержание музыкального воспитания в учреждениях дошкольного образования в Республике Беларусь
Список использованных источников
1. Характеристика системы музыкального воспитания
Музыкальное воспитание начинается с самого раннего детства – в семье, яслях, детском саду и продолжается в школе. Органы народного образования создают благоприятные условия для всестороннего музыкально-эстетического воспитания детей, осуществляют контроль за соблюдением преемственности в работе по этому направлению дошкольных и школьных учреждений. Школа заинтересована в том, чтобы дети пришли в первый класс с хорошей музыкальной подготовкой, на основе которой можно продолжить их дальнейшее целенаправленное систематическое музыкально-эстетическое воспитание.
Система музыкального воспитания детей является составной частью системы эстетического воспитания, разработанной на основе теории и методических принципов педагогики, психологии, анатомии, физиологии, этики, эстетики и музыкознания [5, c. 37].
С учетом современного уровня теории и практики музыкального воспитания определяются задачи музыкального воспитания детей, виды и формы музыкальной деятельности, методические приемы обучения на занятиях, охарактеризовываются пути, музыкального развития детей в повседневной жизни, устанавливаются программные требования по возрастным этапам развития [5, c. 38].
2. Средства музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Исходя их специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, средства, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Для характеристики методов музыкального воспитания возможно объединение двух классификаций, предполагающее рассмотрение наглядного, словесного и практического методов в сочетании с проблемным [8, c. 24].
Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (по О.П. Радыновой). Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Основное содержание этого метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО. Основное требование по использованию этого метода – качество исполняемой музыки. Придание проблемности наглядно-слуховому методу может происходить с помощью приемов, побуждающих детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Это может быть сравнение звучания одного произведения в «живом» исполнении и в записи, в исполнении различных инструментов, сравнение двух-трех контрастных произведений, либо наоборот, схожих (в старшем возрасте), произведений одного жанра («Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского и «Солдатский марш» Р. Шумана) с похожими названиями («Баба-яга» П.И. Чайковского из «Детского альбома», «Баба-яга» А.К. Лядова, «Избушка на курьих ножках» М.П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»).
3. Содержание музыкального воспитания в учреждениях дошкольного образования в Республике Беларусь
Для изучения содержания музыкального воспитания в учреждениях дошкольного образования в Республике Беларусь изучим подход музыкального руководителя ГУО «Ясли-сад № 148 г. Гомеля».
Художественное и эстетическое развитие дошкольников является приоритетным в ГУО «Ясли-сад №148 г. Гомеля».
Занятия музыкой в ГУО «Ясли-сад №148 г. Гомеля» включают чередование различных видов деятельности (пения, музыкального движения (танца), слушания музыки, игры на детских инструментах, музыкально-образовательной деятельности, музыкального творчества) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества.
Музыкальные занятия проводятся одновременно со всей группой. Объем знаний по всем видам музыкальной деятельности определен программой и задачами музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада.
1. Гавриленко, Ю.А. Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / Ю.А. Гавриленко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/21/metodika-muzykalnogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta. – Дата доступа: 22.10.2016.
2. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
3. Гончарова, О.В. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В. Гончарова, Ю.С. Богачинская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.
4. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2011/11/11/posobie-osnovy-muzykalnogo-vospitaniya-i-razvitiya-detey-mladshego. – Дата доступа: 22.10.2016.
5. Костина, Э. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка / Э. Костина // Дошкольное воспитание. – 2006. – №11. – С. 37-42.
6. Никашина, Г.А. Совершенствование организации и содержания педагогического процесса музыкального воспитания детей в условиях современного дошкольного учреждения / Г.А. Никашина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pws-conf.ru/nauchnaya/brest-2007. – Дата доступа: 20.10.2016.
7. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. – СПб: Речь, 2006. – 290 с.
8. Осеннева, М. С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для вузов / М.С. Осеннева. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2013. – 272 с.
9. Праслова, Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста / Г.А. Праслова. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 321 с.
10. Рыдынова, Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О.П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. – Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с.
11. Учебная программа дошкольного образований: Утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.11.2012 №133 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2377242/. – Дата доступа: 21.10.2010.