ВВЕДЕНИЕ
1. Охарактеризуйте понятие «умственная активность»
2. Назовите фамилии исследователей проблем формирования умственной активности. Раскройте их основные идеи
3. Раскройте педагогические условия формирования умственной активности
4. Перечислите и современные методы формирования умственной активности. Сделайте сравнительный анализ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из главных задач дошкольного образования является организация образовательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. В основе любой деятельности дошкольника лежит его собственная активность. Важность дошкольного детства как сензитивного периода в формировании умственной активности личности обосновывается в работах М.И. Лисиной, А.А. Люблинской.
Проблемой развития умственной активности занимались такие педагоги и психологи как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо, которые определяли умственную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. В исследованиях Т.И. Бабаевой, Л.А. Венгера, Н.Ф. Виноградовой, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова, А.И. Сорокиной подчеркивается мысль о том, что деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения новой задачи.
1. Охарактеризуйте понятие «умственная активность»
По мнению ряда психологов, активность предусматривает преобразовательное отношение субъекта к объекту, которое предполагает избирательность подхода к объектам: выбор цели, постановку задачи, которую необходимо решить, преобразование объекта в последующей деятельности, направленной на решение определенной проблемы.
Под умственной активностью следует понимать наличие эмоционально-положительного отношения ребенка к умственной деятельности, инициативность и стремление к самостоятельному поиску решения задач.
Умственная активность – это динамическая направленность личности, которая выражается в стремлении ребенка осуществлять поисковую деятельность, проявлять умственную гибкость и овладевать основными мыслительными операциями в соответствии с поставленными целью и задачами [1, с. 128].
2. Назовите фамилии исследователей проблем формирования умственной активности. Раскройте их основные идеи
Анализ психолого-педагогических исследований (А.А. Люблинской, А.М Матюшкина) показывает, что центральное ядро умственной активности составляют когнитивные функции и процессы.
В исследованиях А.М. Матюшкина раскрывается позиция, позволяющая понять, что умственная активность не подчиняется строгим законам тренировки. Ее основу составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов умственной активности со стороны другого человека (воспитателя, родителя, сверстника). Именно поэтому наиболее значимыми ситуациями в возникновении актов умственной активности являются ситуации общения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения [6, с. 119].
Д.Б. Богоявленская, И.А. Петухова считают, что умственная активность определяется как потребность в умственной деятельности.
3. Раскройте педагогические условия формирования умственной активности
В работах Т.И. Бабаевой, Л.М. Маневцовой, Е.В. Проскуры рассматриваются различные педагогические условия, способствующие развитию умственной активности детей:
– организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний;
– разнообразие интеллектуальной и практической деятельности ребенка;
– создание атмосферы напряженной коллективной работы;
–связь нового материала с имеющимся личным опытом детей [4, с. 87].
С.М. Котляровой, Т.А. Куликовой, В.И. Логиновой, Н.К. Постниковой выявлены условия, способствующие развитию у детей устойчивых и глубоких познавательных интересов:
– организация разнообразной деятельности (продуктивной, игровой, учебной, регулятивной, общения).
4. Перечислите и современные методы формирования умственной активности. Сделайте сравнительный анализ
В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов для достижения практически любых целей. Метод – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
Своеобразие методов обучения состоит в том, что они не статичны, они развиваются. Развитие метода сопряжено с изменением позиции ребенка в воспитательном процессе. Обучение постепенно усиливает самостоятельность ученика в познании, увеличивая тем самым возможность включения в него самообразования. Задача эта решается учителем в процессе управления учением школьника.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Изучите методы и приемы формирования умственной активности, используемые на практике в вашем дошкольном образовательном учреждении, приведите примеры их использования, аргументируйте их выбор
Во время работы в дошкольном учреждении мне приходилось разработать и экспериментально апробировать систему дидактических игр по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе.
На первом этапе мною была разработана система дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе, по направлениям:
– сезонные изменения в неживой природе;
– сезонные изменения в жизни животных и растений, сезонные изменения в жизни человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под умственной активностью следует понимать наличие эмоционально-положительного отношения ребенка к умственной деятельности, инициативность и стремление к самостоятельному поиску решения задач. Основными составляющими умственной активности являются любознательность и познавательные интересы детей. Любознательность – качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. Любознательность ребенка может являться основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность.
Проблемой формирования умственной активности занимались многие педагоги и психологи. Среди них следует выделить имена Т.И. Бабаева, Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгер, Л.В. Занков, Н.С. Лейтеса, А.А. Люблинской, А.М Матюшкиной, Н.И. Морозова, В.Н. Мясищева, Н.Н. Поддъякова, Е.В. Проскура, Г.И. Щукина. Все они указывают на то, что формирование умственной активности дошкольников зависит от содержания и методов обучения я и воспитания.
1 Бабаева, Т.И. У школьного порога: подготовка к школе / Т.И. Бабаева. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
2 Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
3 Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
4 Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 6-е изд., испр.; Гриф МО. – М.: Академия, 2006. – 415 с.
5 Куликова, Т.А. О воспитании познавательных интересов / Т.А. Куликова // Дошкольное воспитание. – 1976. – № 9. – С. 38 – 42.
6 Коверзнева, И.А. Психология активности и поведения / И.А. Коверзнева. – Минск: МИУ,. 2010. – 136 с.
7 Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы психологии. –1982. – № 4. – С. 18-21.
8 Люблинская, А.А. Детская психология: учебное пособие / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с.
9 Сидорова, Е.Н.: Возрастные изменения у школьников поиска решения в проблемной ситуации / Е.Н. Сидорова // Вопросы психологии. – №1 (88). – 2010. – С. 92-98.