ВВЕДЕНИЕ
1 Виды рассказывания по картинам (описательные, сюжетные, творческие). Требования к рассказам детей разных возрастных групп
2 Структура и методика проведения занятий по придумыванию сюжетных, творческих рассказов с использованием картин
Конспект № 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Мама заболела» (старшая группа)
Конспект № 2. Творческое рассказывание по картине «В саду» (старшая группа)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современная реальность диктует необходимость воспитания высокообразованных, всесторонне развитых членов общества, что включает в себя и овладение всеми нормами родного языка. Особую актуальность это приобретает сегодня, когда наблюдается как массовое снижение уровня бытовой культуры, так и культуры речи.
Уже в дошкольном учреждении одной из главных задач является формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими речевыми нормами родного литературного языка. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в последующие годы школьного обучения, поэтому, педагогу очень важно, своевременно организовать объективную речевую среду и использовать её развивающий потенциал.
1. Виды рассказывания по картинам (описательные, сюжетные, творческие). Требования к рассказам детей разных возрастных групп
Большое значение в системе обучения рассказыванию имеют занятия по картине. В дошкольном учреждении проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин.
Можно выделить два типа рассказов по картине.
1. Описательный рассказ.
Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.
Виды описательного рассказа:
- фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей;
– описание картины как раскрытие заданной темы;
– развернутое описание конкретного объекта;
– словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).
2 Структура и методика проведения занятий по придумыванию сюжетных, творческих рассказов с использованием картин
В соответствии с учебной программой дошкольного образования Республики Беларусь занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей группе основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.
Обучение детей составлению рассказов по картине начинается со второй младшей группы, но и на данном возрастном этапе осуществляется лишь подготовительный этап обучения. Дети этого возраста еще не могут составить связное описание, поэтому воспитатель должен учить их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. Обычно в практике работы занятия по обучению рассказыванию по картине вызывают значительные трудности.
Для того, чтобы дети лучше понимали содержание картины, воспитатель должен провести предварительную беседу, в которой используется личный опыт детей, воспоминания о событиях, сходных с изображением на картине.
Конспект № 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Мама заболела» (старшая группа)
Цель: Развивать диалогическую и монологическую формы речи: умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы, составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Задачи:
1. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
2. Уточнить и активизировать словарь по теме «Здоровье человека», помогать употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
3. Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки при рассматривании сюжетных картинок с последовательно развивающимся действием.
4. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, словесно-логическое мышление.
Конспект № 2. Творческое рассказывание по картине «В саду» (старшая группа)
Цель: развивать монологическую речь и творческое воображение старших дошкольников.
Задачи:
1.Обучать дошкольников выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и называть их.
2. Развивать творческое мышление через восприятие картины различными органами чувств (игра «я слышу, вижу, ощущаю запах, ощущаю руками, пробую на вкус).
3. Обогащать активный словарь детей.
4. Учить составлять связный рассказ от первого лица.
5. Упражнять в составлении рассказа-описания.
Оборудование: картина «В саду» Г. Яворовой, лист бумаги на каждого ребенка (см. приложение 2).
Предварительная работа: беседа с детьми о временах года. Наблюдение в природе. Загадывание загадок.
Ход занятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, рассматривание картин, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.
Рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.
Рекомендации для организации успешного занятия:
– использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
– включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. – изд.2-е. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с. .
3. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 9. – с. 28–34.
4. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 104 с.
5. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 223 с.
6. Саво, И.Л. Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи//Дошкольная педагогика. – 2009. – № 6. – С. 14 –16
7. Сидорчук, Т.А., Кузнецова, А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине / Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений/. – Ульяновск: УлГТу, 1997. – 74 с.
8. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О.И. Соловьева. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
9. Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2006. – 48 с.
10. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – 2е изд. – Мн. : Нац. инт образования, Аверсэв, 2014. – 416 с.
11. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/О.С. Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Владос, 2004. – 288 с.
12. Ушакова, О.С. Посмотри и расскажи. Рассказы по сюжетным картинам для детей 5– 9 лет. – М.: Карапуз, 2002. – 10 с.